Антон Макаренко как управленец XXI века

By admin Sep 25, 2015

Автор «Педагогической поэмы» создавал хозяйства, способные настроиться и перестроиться для выполнения любой задачи

Что вы знаете об Антоне Семеновиче Макаренко? «Педагогическая поэма», трудовые колонии-реформатории, перевоспитание малолетних преступников… Тема, далекая для синих и белых воротничков. Макаренко достойно оценили только как детского учителя и наставника – в 1988 году UNESCO назвала его одним из четырех наиболее значимых  педагогов XX века. Но он же был и одним из самых оригинальных хозяйственников прошлого столетия. Как мне кажется, теория и практика управления Макаренко – это не прошлое. Это интеллектуальное сокровище, за которым – будущее.

Свою систему он начал конструировать в школе, где работал до революции, и продолжил в 1920 году в трудовой колонии им. Горького под Полтавой. Когда Антон Семенович оказался лицом к лицу с несовершеннолетними правонарушителями, ему пришлось далеко не сладко: «В поисках педагогических работников я дошел было до полного отчаяния… Все боялись «босяков», и никто не верил, что наша затея окончится добром. Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, – они были еще и месяцами поисков истины… Я с отвращением и злостью думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует!.. Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то вековое шарлатанство…».

В итоге полтавский наставник пришел к важному выводу: дисциплина – это не метод, а результат воспитания.

А вот методы на пути к заветным «благородным характерам» Антон Семенович практиковал самые разные: «наряды» и «аресты» (в японской эманации – «время и место для хансей», то есть самоанализа), поощрения и зарплаты. И самый главный – вовлечение всего коллектива в управление хозяйством. Алгоритмы очевидно несоветские, почему и был заклеймен Крупской. Тем не менее в 1927 году «магистр беспризорников» получил от НКВД Украины приглашение возглавить Детскую трудовую коммуну им. Дзержинского под Харьковом. И эта коммуна (300 несовершеннолетних голов, причем не только мальчиков, но и девочек) смогла построить и запустить сначала производство электродрелей, а позднее – завод фотоаппаратов, выпускавший знаменитые ФЭД.

В то время в СССР сосуществовали многочисленные формы собственности: и артели дореволюционного типа, и кооперативы, и вновь народившиеся акционерные общества, и ТОЗы, и социалистические совхозы, и коллективистские коммуны. В этом разнообразии почин Макаренко не бросался в глаза. А затем Страну Советов повернули в сторону исключительно социалистических юридических структур и соответствующего бухучета, который объектом считал все народное хозяйство и не замечал самостоятельные экономические единицы. Макроэкономика была подчинена Госплану, а микроэкономическое поле накрыло засилье парадигмы научного менеджмента с его дроблением труда, хронометражом, нормированием и т. п. Когда в 1935 году полностью была опубликована «Педагогическая поэма», ее идеи для целей социалистического строительства оказались не нужны. В том же году Макаренко перевели на «бумажную должность» замначальника отдела трудовых колоний Управления НКВД УССР. С марта 1937-го он занимается исключительно литературной деятельностью. Сталин, утверждая награждение Макаренко орденом Красного Знамени, прокомментировал: «Пусть пишет сказочки», в некотором смысле вполне адекватно оценив потенциал разработок Антона Семеновича.

Таким образом, явление, по духу равное русскому авангарду, первичное в мировом масштабе, а не перепевка западных или восточных мотивов, с приличным экспортным потенциалом, осталось практически не востребованным. Хотя находки Антона Семеновича как в области педагогики и андрагогики (т. е. улучшение характера «вполне совершеннолетних» на работе и в быту), так и в плоскости менеджмента (в классическом смысле термина) были вполне революционными и позднее проявились в других странах. Расскажу о некоторых из них, относящихся к бизнесу.

1) Поосевое управление — то, что только через 40 лет в послевоенной Японии получит название «развертывания политик», а компания Bridgestone Tire в 1964 году наречет «сияющими иглами» («Хосин Канри»). Три основные оси – качество, затраты, дисциплина поставок — и две дополнительные – всеобщий уход за оборудованием и всеобщее обучение — вполне проявились в работе колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского и красочно изображены в нескольких произведениях Макаренко.

2) Цепочки экспертов – в виде хозяйственной комиссии, столовой комиссии, комиссии по праздникам и т.д.  Лишь через полвека такие цепочки появятся в Харцбургской модели управления профессора Рейнхарда Хона (Германия) и, в частности, в розничных гигантах Aldi Nord и Aldi Zud.

3) Корпоративный университет. Включал в себя (коммуна им. Дзержинского) школу, рабфак Харьковского машиностроительного института, преобразованный в техникум с двумя отделениями – электромеханическим и оптико-механическим, а также театр, клуб, оркестр. На Западе первый корпоративный университет появится в 1961 году в McDonald’s.

4) Сверхгибкие «скрипты». В повседневной бизнес-деятельности не обойтись без инструкций, стандартных операционных процедур и прочих рецептов и бюджетов. Как правило, преобладают скрипты жесткие, редко встречаются полужесткие. Создать стандарт и его вариации – это меньше половины дела. Осуществлять его непрерывное изменение и адекватное применение (или неприменение) – вот где вызов. К примеру, в отношении наказаний Антон Семенович говорил: «Нельзя дать общих рецептов… Каждый поступок является всегда индивидуальным. В некоторых случаях наиболее правильным является устное замечание даже за очень серьезный проступок, в других случаях – за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание».

Японцы сформулируют свою теорию «кайзен» (непрерывное совершенствование производственных и вообще любых процессов)  ближе к 1980-м. Немного позже американские управленцы начнут говорить об управлении по гибким целям и системе scrum с ее межфункциональными командами, нефиксированными бюджетами и т. п.

5) Мультипроектное управление – полтавский мастер называл его «самым важным изобретением нашего коллектива за всю его историю». Так называемые «сводные отряды» создавались не больше чем на неделю и получали короткое определенное задание. «Разнообразие типа работы и ее длительности определило и большое разнообразие таких отрядов. В колонии появилась сетка сводных, немного напоминавшая расписание поездов…».

До сих пор мультипроектное управление является, наверное, самым сложным для любого предприятия. Даже тотальное управление качеством с парой десятков проектов на одного сотрудника в год мало кому удается привить. Однако система Макаренко обеспечивала подготовку проектных управленцев высочайшего уровня, благодаря чему колония им. Горького «отличалась к 1926 году бьющей в глаза способностью настроиться и перестроиться для любой задачи, и для выполнения отдельных деталей этой задачи всегда находились с избытком кадры способных и инициативных организаторов, распорядителей, людей, на которых можно было положиться». Надо сказать, что звание «колонист» присваивалось только тем, кто действительно дорожил колонией и боролся за ее улучшение. Но кому-то это давали через три месяца, а кому-то и через год не давали и он/она продолжали ходить в воспитанниках.

Организаторская цель системы Макаренко – трудиться не с роботизированными сотрудниками, а с людьми, сохраняющими живость восприятия и реакций.

Виртуозность создания стандартов заключается в том, что многие из них создаются человеком  только один раз, для одной конкретной ситуации. Кстати, о самом педагоге говорили: «Антон Семёнович был непредсказуем, и это вызывало жадное любопытство детей». Из воспоминаний одного из учеников Макаренко: «Как-то играем мы в карты. Есть спички, есть свечки… Входит Антон, говорит: «Я же просил в карты не играть… Давайте договоримся. Вот я досчитаю до трех, и если зажжется свет, вы больше не играете в карты». Мы точно знали, что он никуда не ходил, ни в каком энергосбыте он не был. «Один, два, три». И свет зажегся. Больше в карты мы не играли. Мы точно знали, что он нигде не был. И мы не играли, потому что Антон выиграл».

Результатом макаренковской «огранки» стало появление тысяч выдающихся характеров. Гости колонии и коммуны единодушно замечали, что «горьковцы» и «дзержинцы» выделяются и внешним видом, и реакциями в различных ситуациях. Важнейшим проявлением стереотипа поведения этой консорции  была способность к сверхнапряжению, умение выдавать колоссальное количество работы – то, что Лев Гумилев нарек пассионарностью. К сожалению, выдающийся управленец был вынужден оставить практическую работу и заняться  в основном теорией, к которой потом если и апеллировали, то исключительно в педагогическом плане. Мне известно только одно упоминание об Антоне Семеновиче как серийном предпринимателе – в украинском Forbes в апреле 2013 года.

Ускорение генерации валового продукта в XXI веке неизбежно потребует новых, ранее невиданных аутопоэзных (самовоспроизводящих) форм собственности и контекстного права, которые будут также похожи на прошлые АО и ТОО, атомный реактор на двигатель внутреннего сгорания. Немного перефразируя Ландау: «мы не в состоянии представить, как это будет работать, но можем понять…». Макаренко еще  восемьдесят с лишним лет тому назад продемонстрировал грядущий скачок эффективности систем управления и развития. По всему миру еще появятся тысячи диссертаций по работам полтавского мастера в сфере бизнеса, права, этнологии, социологии, андрогогике и т. д. По некоторым прикидкам, «Педагогическая поэма» станет остро актуальной уже в 2020-х.

Дмитрий Костыгин

Источник: forbes.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply