Джемилев: если в Крыму хотят есть – пусть освобождают политзеков

Джемилев: если в Крыму хотят есть – пусть освобождают политзеков

Мустафа Джемилев, народный депутат, уполномоченный президента Украины по делам крымскотатарского народа о целях блокады Крыма, лоббистах поставок украинских товаров на полуостров и репрессиях российских властей против крымских татар.

В воскресенье началась бессрочная акция по блокированию ввоза продовольствия в Крым. У вас уже есть понимание, когда и чем она может завершиться?

— Трудно сказать, всё зависит от обстоятельств. Вообще-то мы добиваемся, чтобы перекрытием допуска товаров занималось государство. Объявлять свободной экономической зоной территорию, которая сегодня является зоной строгого режима, бандитской зоной, зоной власти оккупантов, — просто нелепо. Это нужно прекратить. Мы поднимали этот вопрос и в правительстве, и с президентом говорили. Но есть много сил, которые на этом зарабатывают. Давление очень сильное. Собственно, сам закон о свободной экономической зоне чисто лоббистский, через парламент его провели заинтересованные силы. Мы, кстати, обращались к президенту с просьбой наложить на него вето. Как только будет сигнал об отмене этого закона — акция прекратится, потому что держать на границе большое количество людей в не особенно комфортных условиях не хотелось бы.

Кого вы подразумеваете под лоббистскими силами?

— Их много, мы сейчас составляем список работающих в Крыму украинских фирм и их собственников. Туда и строительные материалы возят, и продукты. Покойный Игорь Еремеев там торговал. Одно время говорили про Коломойского, но у него ничего нет в Крыму — я лично спрашивал. Однако бизнес многих других влиятельных украинцев на полуострове работает.

Представители украинской власти обращались к вам, пытаясь урегулировать ситуацию?

— Нет. У меня тесные контакты со всеми: с прокуратурой, Администрацией президента, Кабмином. Они понимают, что наш протест обоснованный. Мы им говорили, что надо немедленно отменить закон о свободной экономической зоне. Но, как я уже говорил, есть сопротивление.

По словам самопровозглашённого премьера Крыма Сергея Аксёнова, 90% товаров на полках тамошних супермаркетов — российские. Это блеф или крымчане действительно могут не ощутить эффекта от блокады?

— Отчего же у оккупационной власти тогда такая истерика? Они устраивают демонстрации, вчера налетели на мой дом, чисто по-бандитски терроризировали мою жену, прекрасно зная, что меня нет дома. Прислали каких-то хулиганов, которые бросались камнями, яйцами, выкрикивали грязные слова. А позже побежали в ATR делать то же самое под прикрытием полиции. С одной стороны, оккупанты говорят, что совершенно независимы, обойдутся без импортных продуктов. В то же время обвиняют Украину в предательстве и в попытках заморить голодом своих соотечественников. Но если вы такие самостоятельные, что же вы волнуетесь? Ешьте то, что у вас есть. На самом деле значительная часть продуктов действительно поставляется из Украины. Также как и 85% электричества. Конечно, тамошние власти могут и сами всё доставлять, но стоить это будет в несколько раз дороже.

Все ли заблокированные на въезде в Крым грузовики украинские или российские предприятия тоже возят товары на полуостров через территорию нашей страны?

— Нет, только украинские.

Крымские татары выступают за отключение украинской электроэнергии на полуострове. Реально ли этого добиться?

— Мы уверены, что надо отключать электричество. В этом уверены и наши соотечественники в Крыму. Они говорят: если что-то делать, то делать это основательно. Надо выкуривать оккупантов. Закрытием поставок продукции не обойтись — всё надо перекрывать. Но здесь есть свои сложности: как я понял, министр энергетики Владимир Демчишин подписал соглашение, по условиям которого Россия поставляет электроэнергию в восточную часть нашей страны — Луганск, Донецк, а мы — в Крым. Так вот, наши соотечественники говорят: мы ради освобождения готовы потерпеть и посидеть в темноте. Почему на востоке люди не могут сделать то же самое? Раз уж воюем, надо со всей серьёзностью к этому относиться.

Одной из причин блокады являются репрессии против крымских татар. Акцию спровоцировало их усиление?

— Да, репрессии усиливаются. В Крыму жёсткий советский режим, никаких демократических свобод, никому ничего нельзя говорить, митинги, демонстрации — всё запрещено. Разрешены только собрания в поддержку оккупационной власти. Похищение людей, убийства, обыски всё продолжаются. Я на встрече с представителями ОБСЕ сказал, что с момента оккупации в домах крымских татар произвели 160 обысков. А они написали, что такое количество обысков прошло только за последние дни. Мы требуем освобождения политзаключённых, причём не только крымских татар, а всех наших ребят. Мы готовы даже торговаться — пропустим несколько фур в обмен на политзаключённых. Если хотят кушать — пусть, по крайней мере, освобождают наших граждан. Ну и одно из основных требований — это восстановление демократических свобод: люди должны получить право выражать свою точку зрения по поводу оккупации. Тогда мы посмотрим, действительно ли на полуострове поддерживают оккупантов, действительно ли крымчане так рады воссоединению с Россией.

Крымские татары, которые сейчас находятся на полуострове и рискуют остаться без еды, поддерживают вас?

— Конечно. Они даже говорили, что могут прислать на границу несколько десятков человек для участия в наших акциях. Но Чубаров был против — сказал, что после возвращения всех арестуют. Поддержка с их стороны очень серьёзная. Кстати, среди бизнесменов, которые возят продукты с Украины, есть и крымские татары. На границе собралось более 200 фур: они ждут окончания акции и рассчитывают поехать в Крым. Фуры и грузовики крымских татар развернулись и уехали, поддержав нашу акцию. Так что с их стороны есть понимание.

Активисты, участвующие в блокаде, утверждают, что это поможет вернуть Крым Украине. Вы действительно в это верите?

— Блокада — один из шагов в этом направлении. От того, что мы перекрыли поставки продовольствия, российские власти из Крыма не уйдут — они будут морить людей голодом. Россия такая страна: ей наплевать, комфортно или некомфортно гражданам.

Кто конкретно участвует в блокаде? Вы не испытываете недостатка людей, учитывая, что началась рабочая неделя?

— Там много крымских татар, которые живут в Геническом районе Херсонской обл. Также есть представители политических организаций. Вчера участвовало более двухсот человек. Но у нас нет цели собрать на границе как можно больше людей, иначе их будет сложно контролировать. Конечно, нахождение там сопряжено с определёнными расходами. Многие звонят, говорят, что с удовольствием приехали бы, но нет денег на бензин. Но в целом желание блокировать у людей очень твёрдое.

Юлия Самсонова

Источник: focus.ua

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий