В конце августа жители поселка Молочный Мурманской области забили тревогу. Всего в нескольких сотнях метров от жилых домов кто-то начал сваливать десятки тонн мертвого лосося. Специалисты заявили: гниющая органика может стать причиной настоящей эпидемиологической катастрофы, сообщает Arctic-tv.ru. Уровень ядов превышает норму в 400 раз. Правоохранительные органы проводят проверку, которая должна прояснить, откуда взялась рыба и как она осталась гнить на свежем воздухе. Прокуратура уже заявила, что кучи гниющей сёмги отчётливо пахнут уголовным делом.
Ситуация, действительно, находилась в двух шагах от экологической катастрофы. «Во-первых, это будет инфекционное заражение, так как идёт процесс гниения, – поясняла изданию Маргарита Рябцева, директор Центра лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области. ¬– Во-вторых, если здесь близко располагаются грунтовые воды, то может пойти загрязнение в грунтовые воды, а далее в близлежащие водоёмы. А почва – она само собой загрязняется, потому что отходы выброшены просто на грунт».
В настоящий момент рыба наконец-то накрыта саркофагом из цемента. 10 сентября прошло заседание администрации Кольского района по методам уничтожения тухнущих залежей, на котором было принятии решение о консервации биологических отходов в бывшее железобетонное навозохрнилище, пишет Fishnotice.com. Сейчас в закрытых бетонных блоках находится более 70 тонн разложившейся рыбы и грунта, а территория в 250 квадратных метров продизенфицированна.
На повестке дня встал вопрос о том, чья же все-таки рыба гнила в Заполярье несколько дней на открытой местности и выделяла опасное вещество фенол, содержание которого в почве было превышено в 80 и 433 раза? Тем более, что в 20 метрах от фермы контролирующим органам удалось найти ещё несколько захоронений, отмечает Arctic-tv.ru. Более старых, чем замеченное сотрудниками администрации посёлка в самом начале проверки. Сверху могильники слегка присыпаны землёй и утрамбованы бульдозером.
Версия №1 на сегодняшний день, пишут hibiny.com, – массовый мор рыбы в садках компании «Русское море», в результате которого крематорий не справлялся с объемами утилизации.
СПРАВКА:
«Русское море» — главный игрок на рынке фермерской рыбы в регионе, пишет «Новая газета». Предприятием на паях владели RS Group Максима Воробьева (брат губернатора Подмосковья и основателя «Русского моря» Андрея Воробьева) и инвестфонд Volga Resources Геннадия Тимченко. Попав в санкционный список США, Тимченко продал долю зятю — Глебу Франку, сыну главы «Совкомфлота» Сергея Франка. Затем часть производственных мощностей компании продали белорусской «Санта Бремор». «Русское море» получило невиданные преференции после введения «антисанкций». Именно для ее сохранения из списка «запрещенки» был исключен смолт лосося, традиционно ввозившийся из Норвегии.
В августе появилась информация о декларированных «Русским морем» убытков от гибели рыбы — 343,7 млн рублей, отмечает «Новая газета». По официальным данным, на 1 сентября погибла уже 801 тонна рыбы. Очевидно, что самый крупный в регионе игрок на рынке фермерского лосося терпит бедствие, хотя пока и делает хорошую мину.
По версии «Новой», причина рыбного мора – несоблюдение технологий (в садке, рассчитанном на 80 тысяч мальков, находятся по 200 тысяч, они находятся не в проточной, а в стоячей воде и пр). По предварительным данным, в садках свирепствует «туберкулез рыб», или микобактериоз. Весной, по неофициальной информации издания, один из садков разрезали, чтобы почистить, и больное стадо сбежало.
Ситуация катастрофическая, мор продолжается, пишет «Новая». Видимо, определить степень вины менеджмента компании в природной катастрофе поможет начавшаяся прокурорская проверка «Русского моря», полагает издание. Пока прокуратура осторожна в оценках.
– Установлено, что это именно та рыба, которая погибла в садках предприятия аквакультуры «Русское Море», но это не вина компании. Они подписали договор об утилизации с ООО «Северное Сияние» и свозили отходы туда, оплатив все работы по утилизации, – рассказала «СеверПост» межрайонный природоохранный прокурор Мария Краевская.
Однако у директора фермы Артема Андронаки документы в порядке: согласно актам, за лето на утилизацию привезли 316 тонн рыбы. Почти вся сожжена, кроме 30 тонн. А гниет под открытым небом намного больше. Правда, по его словам, основные клиенты — «Русское море — аквакультура» — этим летом не раз обращались к нему с просьбой принять на утилизацию большие объемы рыбы и получали отказ: мощности крематора на них бы не хватило, а хранить негде. В том, кто все-таки принял решение сваливать тухлятину под открытым небом, — сейчас разбирается прокуратура.
– Материалы уже направлены в следственный комитет для возбуждения уголовного дела, в отношении же ветеринарных специалистов, которые не осуществляли надлежащий контроль за утилизацией лососевых, мы также будем возбуждать административные дела, – заявила Мария Краевская.
Источник: flb.ru