После падения тенге

После падения тенге

В Казахстане подводят первые итоги девальвации национальной валюты.

В Астане прошли встречи ведущих официальных лиц Казахстана с членами «Совета мудрецов», объединяющего бывших глав правительств, лауреатов Нобелевской премии, а также ведущих дипломатических и политических деятелей прошлого. «Сейчас мы испытываем большие трудности, связанные, во-первых, с падением цен на нефть, а также санкциями против России как нашего торгового партнера, – заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, открывая заседание. – Это очень на нас влияет».

Уже месяц в Казахстане нет так называемого «валютного коридора», курс тенге определяется рынком. Национальный банк под управлением Кайрата Келимбетова наделен правом на проведение валютных интервенций лишь при искусственном завышении курса и спекуляции.

В авангарде сторонников новой девальвации – она для страны не первая – выступили представители Национальной палаты предпринимателей. Резкое падение курса рубля к доллару и евро привело к росту импорта товаров из России в Казахстан. И вот за первое полугодие производство мяса птицы и яиц в стране упало на 37 процентов, растительного масла, маргарина и пищевых жиров – на 12, а кондитерских изделий из шоколада и сахара – на 20 процентов. Не смогли изменить ситуацию и ограничения на ввоз российских продуктов питания и нефти.

Правительство рассчитывало, что формирование обменного курса на основе рыночного спроса и предложения поможет экономическому росту: бизнес в рамках ЕАЭС выиграет, получив шанс экспортировать на выгодных условиях. А это повлечет за собой кредитную и инвестиционную активность, создаст новые рабочие места. Кроме того, все эти меры должны были снизить инфляцию – до 3-4 процентов. А искусственно удерживать курс тенге по отношению к доллару властям было слишком затратно: только за последний год эта поддержка стоила государству 28 миллиардов долларов.

И вот, утром 20 августа, на табло обменных пунктов появилась новая цена доллара – 255 тенге. За сутки национальная валюта обесценилась на 72 тенге, упав на 35,6 процента. Об ажиотаже населения рассказывали много, скажу лишь, что через несколько дней паника прошла, но курс продолжал расти, и к 16 сентября достиг 300 тенге. В воскресенье, 20 сентября, курс доллара снизился и составлял 270,11 тенге за доллар.

 

Что же получает от этих валютных колебаний республика? На первый взгляд, выигрывают местные производители и экспортеры товара на рынки ЕАЭС и других стран, поскольку стабильный курс национальной валюты душил их бизнес.

 

При инфляции в 1,8 процента за январь-август 2015 года они несли потери в доходах минимум в 2-3 процента ежемесячно. Теперь же, за счет падения тенге, смогут получать больший доход. Таким образом, создается стимул для внутреннего производства, развития малого и среднего бизнеса. Того самого, который в последнее время перестал выдерживать конкуренцию со стороны близких партнеров: России и Белоруссии. Усугубило положение предпринимателей и вхождение страны в ВТО. Так что, видимо, решение отпустить тенге в свободное плавание оказалось верным.

Но это – крупный бизнес. Мелкие и средние предприниматели, не заключившие крупных экспортных контрактов, наоборот, могут разориться. Равно как и те бизнесмены, чье дело связано с товарами отложенного спроса: автомобилями, мебелью, бытовой техникой, квартирами, кафе и ресторанами, другими досуговыми заведениями. Причина понятна: после девальвации среднестатистический обеспеченный казахстанец превратился в человека, вынужденного экономить. Средняя официальная заработная плата по республике составляет чуть более 150 тысяч тенге, сейчас это порядка 500 долларов. Поэтому расходы на товары не первой необходимости в ближайшие месяцы придется сократить, несмотря на желание не быть и не выглядеть «бишарой», то есть бедняком.

Да, придется умерить свои потребительские аппетиты: цены на бытовую технику и электронику выросли минимум на 10-15 процентов. Горюют те, кто мечтал о новом престижном «гаджете», цена нового «айфона» 6S выросла с 180 тысяч тенге до 220 тысяч. Придется отказаться и от отдыха на новогодние каникулы. Если год назад цены поездок на популярные направления – Турцию и Египет – составляли 1100 долларов, сейчас самый скромный номер в гостинице и перелет в бюджетном варианте обойдется в 1600 долларов.

К тому же Казахстан не может самостоятельно обеспечить всех жителей необходимыми потребительскими товарами, их придется закупать за рубежом, и в соотношение с долларом эти продукты подорожали почти на 30 процентов.

А что же «обычные» казахстанцы, занятые на государственной службе или в небольших частных фирмах? Если говорить о зарплатах, то индексировали их далеко не всем. Социальные же выплаты пенсионерам, бюджетникам и госслужащим по распоряжению Н. Назарбаева будут увеличены только с 1 января 2016 года. Пока же правительство заявило, что не допустит необоснованного роста цен на социально значимые продукты питания: крупы, молоко, мясо, яйца, хлеб, подсолнечное масло. Повсеместно ежедневно ведется мониторинг цен, акимы – руководители городов и районов – провели беседы с хозяевами супермаркетов, магазинов, рынков, АЗС, аптек, обменных пунктов и банков.

Разговор был простым и доходчивым: бизнесменов предупредили, что, если они завысят цену более чем на 20 процентов при увеличении себестоимости товаров лишь на 5 процентов, их ждет штраф и изъятие полученных незаконных доходов.

Тем не менее, цены начали расти сразу после девальвации: первыми в конце августа на 3-5 процента подорожали российские продукты питания – «молочка», птица, мясо, сладости. Затем подтянулись и другие, цена хлеба поднялась на 20-30 тенге, на сахар – на 40, молоко – на 90 тенге.

 

Несмотря на грозные заявления чиновников, спекулянты оштрафованы не были…

 

О скором подорожании своей продукции открыто говорят многие предприниматели. Так, директор мясомолочного союза Казахстана Сансызбай Умирбеков пообещал, что фермеры удовлетворят 90 процентов потребности сограждан в молоке и мясе в ближайшие пять-семь лет, только вот для этого требуется расширение производства и повышение цен на эти продукты на 10-15 процентов. Правда, как он заверил, подорожание будет производиться не резко, а постепенно, в течение года. А группа птицеводческих предприятий «Шанырак» посулила повысить цены на яйца и кур на 10-20 процентов до конца года, мотивируя это подорожанием кормов и лекарственных средств для птицы.

Словом, казахстанцам придется сократить расходы на продукты питания, а бюджетникам до нового года – терпеть. Единственным утешением для граждан страны стала новость о том, что, несмотря на девальвацию, цены на тепло и свет до конца года в республике не поднимутся, и увеличивать их в 2016 году, по словам чиновников, нет необходимости.

Да, девальвация тенге не стала неожиданностью для казахстанцев, они прекрасно знают, что Россия – один из главных торговых партнеров страны. Если закачался рубль – жди, когда пошатнется тенге. «В мире происходят драматические изменения, – объясняет согражданам К. Келимбетов. – Он уже не тот, что двадцать лет назад, Мы создали систему, которая помогает смягчить последствия внешних потрясений и лучше подготовиться к грядущим вызовам конкуренции. Это больно. Но это реальность».

Лучше от этих слов гражданам страны, конечно, не стало. Но честность «главного банкира», полагаю, они оценили.

Андрей Князев

Источник: stoletie.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий