В этом году в пациентские организации стали чаще обращаться люди, которых сняли с инвалидности или понизили ее группу. В некоторых случаях на медико-социальной экспертизе (МСЭ) людям прямо объясняли, что связано это с кризисом и необходимостью сокращать бюджетные расходы. Между тем для многих инвалидов льготная пенсия – единственный возможный источник доходов, и критично даже понижение группы.
Двадцатилетней москвичке Ольге Г., страдающей муковисцидозом, отказались давать 2-ю группу инвалидности. «В главном бюро медико-социальной экспертизы в Москве нам так и сказали: «Вынуждены отказать, потому что расходы надо сокращать, финансовое положение в стране напряженное». Вот теперь не знаем, то ли жить на пенсию в 13 тысяч, то ли дочери нужно идти работать, – рассказала «НИ» мама девушки Елена Г. – Наши лечащие врачи настаивали, что нужна 2-я группа инвалидности, потому что с таким заболеванием опасно находиться среди людей – любая простуда протекает с огромными осложнениями. То есть работать можно только дома. Но как только дочь официально устроится, пенсия будет уже четыре тысячи, а на эти деньги невозможно жить, да еще и лечиться».
Ольге Г. сказали, что она сможет получить 2-ю группу, только если жизненная емкость легких у нее будет не выше 50%. «В тот день, когда мы проходили ВТЭК (врачебно-трудовая экспертная комиссия), объем легких у дочери был хороший, около 60%. Но наступают и сильные обострения, спрогнозировать которые невозможно. Но ВТЭК интересуют только результаты анализов. А потому сказали приходить, когда будет совсем плохо. Тогда, может, и получим 2-ю группу», – поделилась с «НИ» Елена Г.
С подобной ситуацией сталкиваются больные муковисцидозом по всей России. «Мне звонят из разных регионов минимум раз в неделю и сообщают, что их сняли с инвалидности или понизили группу, – отметила «НИ» председатель правления межрегиональной общественной организации «Помощь больным муковисцидозом» Ирина Мясникова. – Мало того, что сейчас начали экономить, так еще несколько лет назад приняли новые критерии признания лица инвалидом, если у тебя муковисцидоз. В результате в список попала только сильная дыхательная недостаточность. Руки, ноги у них же работают, до туалета сами доходят, а значит, все в порядке».
По словам собеседницы «НИ», инвалидность пациентам с муковисцидозом необходима хотя бы за тем, чтобы бесплатно получать ряд препаратов. «Как может семья потянуть покупку препарата «Креон», если он на месяц стоит 18 тысяч? А муковисцидоз – это заболевание всего организма, и препаратов нужно очень много. Без поддержки от государства практически невозможно вытянуть самостоятельно такое лечение», – отметила «НИ» Ирина Мясникова.
Специалисты, которые проводят медико-социальную экспертизу, отрицают, что в целях экономии намеренно отказывают больным в инвалидности. «Перед нашей службой никто никаких макроэкономических задач не ставит, я уверяю. Что врачи видят по документам, такие выводы и делают. Все по закону и согласно критериям», – сказал «НИ» главный эксперт бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу Александр Абросимов.
Чаще всего с инвалидности снимают в период, как только человеку исполняется 18 лет. Так, Екатерина С. из Вологды лишилась пенсии в восемь тысяч и возможности получать бесплатное протезирование. Девушке в два года поставили диагноз «ретинобластома» и удалили глаз. До 18 лет она была инвалидом детства. Но когда Екатерина пошла проходить ВТЭК, будучи совершеннолетней, ей заявили, что одного глаза ей вполне достаточно для жизни, а потому инвалидность снимается.
«Единственное, что сделали, – в мае мне выписали очки для видящего глаза. Об инвалидности никто и речи не ведет, – поделилась с «НИ» Екатерина С. – Я уже два года не меняю протез, у меня денег нет ехать в Москву. Когда пришла на комиссию, мне сказали, что по закону меня снимают с инвалидности, показали какую-то распечатку. Всем без разницы, что я в 20 лет одним глазом вообще не вижу, а для второго ношу очки для дали», – рассказала «НИ» девушка.
Члены комиссий утверждают, что проблема часто бывает в том, что пациенты приходят на медико-социальную экспертизу без нужных документов, которые дали бы 100% гарантию, что их не снимут с инвалидности. «Если человек пришел на ВТЭК с грамотно составленным пакетом документов, то никто никогда на себя не возьмет ответственность по снятию группы инвалидности или ее понижению, – отметил «НИ» сопредседатель общественного совета по защите прав пациентов при управлении Росздравнадзора по Москве и Московской области Игорь Цикорин. – Теоретически, когда человек приходит на ВТЭК, подразумевается, что врач не только ознакомится с документами, но и осмотрит пациента. Но на деле эксперт не может физически провести комплексное обследование всем, кто к нему пришел на прием. Да это и невозможно – человека надо наблюдать в течение года, а не оценивать за 15 минут. Поэтому выводы делаются на основании документов, которые принес с собой пациент». По словам собеседника «НИ», чтобы получить или продлить инвалидность, нужно не только собрать результаты анализов, но и грамотно составить посыльный лист, где будет вывод специалиста, который направил на комиссию, описание ситуаций, когда человеку было плохо, какая помощь оказывалась, что будет, если вовремя не оказать лечение, то есть предоставить «летопись болезни».
Однако Игорь Цикорин согласился, что, в частности, из-за сокращения финансирования в стране начали чаще отказывать людям в получении необходимых льгот. «Нельзя экономить на социально необеспеченных группах населения. Для многих пенсия по инвалидности – это единственный источник выживания. Это же люди, страдающие различными заболеваниями. Им необходимо постоянное лечение. А снимать инвалидность, чтобы человек лишался бесплатных препаратов, никак нельзя», – добавил «НИ» г-н Цикорин.
Напомним, еще летом Минфин опубликовал доклад об основных направлениях повышения эффективности расходов бюджета, в котором предлагалось сократить расходы в том числе на пенсии, льготы, а также зарплаты бюджетников. Финансовое ведомство предложило значительно сократить список социальных льготников и ввести «критерии нуждаемости». По расчетам министерства, чтобы не существовать в нищете, россиянам достаточно два с половиной прожиточных минимумов в месяц (это в среднем по России 20,5 тыс. рублей в месяц и 34,7 тыс. – в Москве). «Если человек такие деньги получает, то его надо из списка льготников исключить. Под этот критерий попадают те, кто сегодня получает пособия по уходу за ребенком, по инвалидности, и граждане, подвергшиеся радиации», – отмечали в Минфине.
Анастасия Иванова
Источник: newizv.ru