Дело Кравцова маркировано грифом “совершенно секретно”, его рассмотрение проходило в закрытом режиме. Своей вины он не признал.
“Весь процесс развивался по худшему сценарию, и результат, в общем, соответствует брутальному характеру этого процесса. Защите не удалось сделать ровным счетом ничего, во всех ходатайствах нам было отказано”, – сказал адвокат Кравцова Иван Павлов, обратив внимание, что на рассмотрение дела ушло всего шесть заседаний.
Как сообщил центр общественных связей ФСБ, основанием для возбуждения дела послужило то, что Кравцов якобы отправил по электронной почте обращение в радиотехнический центр министерства обороны Швеции, в котором сообщил информацию о деятельности российской космической разведки.
Выдача этих данных, по версии ФСБ, создала угрозу безопасности Российской Федерации.
По сообщениям Интерфакса, речь идет о сведениях о космическом разведывательном аппарате “Целина-2”. Система предназначена для регистрации из космоса излучений наземных радиотехнических средств в широком диапазоне частот электромагнитного спектра, позволяя, таким образом, определять координаты радиоизлучающих объектов.
Как ранее сообщала жена Кравцова, он действительно в 2010 году отправлял резюме в некую шведскую организацию, но получил отказ, поскольку не является гражданином Швеции. Защита Кравцова утверждает, что данных, составляющих гостайну, в резюме не было.
После оглашения приговора Кравцов, отвечая на вопрос судьи, понятен ли ему приговор, заявил, что считает решение суда безумием.
Защита инженера намерена обжаловать приговор.
“Конечно, мы оспорим приговор. Для нас открыта дорога в Конституционный суд. Одна жалоба направлена, две готовятся”, – сказал адвокат Иван Павлов.
Разведчик или нет?
Инженер уволился в запас в 2005 году. Известно, что с 2011 года у него был действующий загранпаспорт, и он свободно выезжал за границу.
ФСБ впервые вызвавало его на допрос в июле 2013 года, после чего из его дома были изъяты компьютеры, а в мае 2014 года он был арестован.
По словам Павлова, факт отправки резюме защита никогда не отрицала, но спорила с тем, что сведения, которые были в письме, составляли государственную тайну.
Image copyrightRIA NovostiImage captionГеннадий Кравцов признан виновным в передаче Швеции секретных сведений о российской системе радиотехнической разведки
“Суд просто не дал нам возможность опросить экспертов, которые, кстати, пришли к достаточно противоречивому заключению. Они признали фрагмент письма “совершенно секретным”, но своему заключению, где они указали этот фрагмент, присвоили всего лишь гриф “секретно”. Это уже вызывает вопросы к компетенции экспертов”, – отметил он в беседе с корреспондентом Русской службы Би-би-си.
К тому же, по словам адвоката, один из пунктов обвинения состоял в том, что Кравцов в резюме раскрыл должность, которую он занимал.
“Являлся он кадровым разведчиком или нет – на этот вопрос может ответить только специалист кадрового учета военнослужащих, а экспертизу проводили эксперты в сфере радиоэлектроники, радиоинженеры, – заявил Павлов. – У нас и у самого Кравцова были сомнения, поскольку никаких льгот, которые полагаются кадровым сотрудникам, он не получал и социальными гарантиями не пользовался, и вдруг оказалось, что его должность радиоинженера входит в кадровый состав органов внешней разведки”.
В три раза больше приговоров
Павлов подчеркнул, что защита намерена обжаловать приговор в вышестоящих судебных инстанциях, а также обратиться в Конституционный суд.
“Нам запретили знакомиться с секретным законодательством, в нарушении которого обвиняют нашего подзащитного. Нам запретили вообще кому-либо что-то говорить об этом процессе. Кравцову запретили знакомиться с материалами дела в присутствии защитников по причине его секретности и давали ему посмотреть материалы, только когда конвой доставлял его на судебное заседание”, – объяснил адвокат.
Он также отметил, что Кравцова судили по версии 275-й статьи, которая действовала до поправок 2012 года, мотивируя это тем, что инкриминируемое ему деяние было совершено в 2010 году.
“Это не помешало суду использовать все те механизмы упрощенного привлечения к уголовной ответственности, которые работают сейчас. Теперь привлечь людей по 275-й статье гораздо легче. Но несмотря на то, что Кравцова судили по той редакции, которая подразумевала достаточно хлопотную процедуру привлечения, на эту специфику суд не обратил никакого внимания”, – добавил Павлов.
В этом году в России завели несколько громких уголовных дел по статье “госизмена”. В феврале в разглашении гостайны заподозрили ученого-ядерщика Владимира Голубева, однако позднее он был амнистирован. Одним из самых громких стало дело многодетной матери Светланы Давыдовой, однако дело вскоре было закрыто после развернувшейся в России кампании в поддержку арестованной женщины.
Адвокат Павлов, который также представлял интересы Давыдовой, согласен, что всплеск таких дел действительно наблюдается.
“Я наблюдаю год от года, что, конечно, интерес к такого рода делам у ФСБ растет, и все больше появляется таких дел, больше и больше выносится приговоров. За 2014 год статистика такова, что количество приговоров увеличилось в три раза по сравнению со средней цифрой приговоров в предыдущие годы”.
Источник: bbc.com