Счетная палата возмущена убытками от помощи госкомпаниям

Счетная палата возмущена убытками от помощи госкомпаниям

При докапитализации госкомпаний бюджет недополучит 15 млрд рублей.

Весной-летом 2015 года антикризисный триллион рублей, который изначально хотели распределить между банками в виде облигаций федерального займа (ОФЗ), частично направлен на помощь производственным госкомпаниям. Счетная палата в своем отчете указывает, что при докапитализации госкомпаний платежи в бюджет за полученные ОФЗ не предусмотрены — в отличие от банков, которым господдержка предоставляется на возмездной основе. По мнению аудиторов, такой подход приведет к тому, что федеральный бюджет недополучит часть доходов бюджета (15 млрд из 111 млрд рублей), запланированных на 2015 год от держателей ОФЗ.

В отчете, с которым ознакомились «Известия», подчеркивается, что докапитализация банков за счет ОФЗ осуществляется на возмездной основе — по условиям заключенных договоров банки перечисляют в бюджет процентные платежи за полученные ОФЗ по ставке купонного дохода переданных им облигаций, это в среднем около 11% (то есть они целиком возвращают государству, эмитировавшему долговые бумаги, доход по ним) плюс дополнительно 1%.

Иные условия докапитализации действуют для трех госкомпаний — Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Государственная транспортная лизинговая компания и всероссийский оператор ЛЭП «Российские сети». Для них платежи в бюджет за приобретенные ОФЗ и возврат полученного по ним купонного дохода не предусмотрены, отмечают аудиторы, в то время как федеральным бюджетом на 2015 год запланировано получение доходов в размере 111,4 млрд рублей от владельцев антикризисных ОФЗ. Учитывая, что в пользу докапитализации госкомпаний распределено 162 млрд рублей, федеральный бюджет может недополучить порядка 15 млрд рублей — эти средства дополнительной помощи останутся у перечисленных госкомпаний.

Механизм докапитализации банков через Агентство по страхованию вкладов (АСВ) закреплен принятыми в декабре 2014 года поправками в закон о страховании вкладов физлиц. Законом предусмотрено право АСВ передавать банкам ОФЗ, полученные от государства, в виде имущественного взноса. ОФЗ пополнили капитал банков, а в обмен АСВ приняло от банков их собственные долговые инструменты или привилегированные акции. Этот механизм не действует в отношении Сбербанка, для которого установили особый порядок господдержки: его смогут докапитализировать через ЦБ, который при необходимости предоставит «дочке» кредиты. Ни АСВ, ни ЦБ не смогут влить в банки больше, чем составляют капиталы получателей на 1 января 2015 года. На цели докапитализации банков поправками в закон о бюджете предусмотрено выделение до 1 трлн рублей.

Но в апреле 2015 года приняты поправки в бюджет, по которым на основании решения правительства АСВ вправе за счет полученных ОФЗ оплатить размещаемые в рамках увеличения уставного капитала акции ОАК в размере до 100 млрд рублей. Июльскими же поправками эта норма распространена на ГТЛК (в пределах 30 млрд рублей) и «Россети» (32 млрд).

В результате, говорится в отчете Счетной палаты, на докапитализацию банков предусматривается направить ОФЗ на общую сумму 838 млрд рублей. В отчете также приведена информация о распределении этих облигаций. Так, по состоянию на 1 июня 2015 года (окончательный срок подачи заявок) АСВ от 29 банков получило письменные заявки на заключение договоров на общую сумму 821,5 млрд рублей. С учетом средств в пользу ОАК, ГТЛК и «Россетей» нераспределенный остаток составил 16,5 млрд рублей.

Большую часть купонного дохода в бюджет вернет, впрочем, само АСВ. По данным на июль этого года советом директоров АСВ приняты решения о приобретении субординированных обязательств 17 банков на сумму 280,4 млрд рублей. Из них согласие ЦБ на заключение договоров получено по 9 банкам. По состоянию на 14 июля 2015 года договоры были заключены с 7 банками, общая номинальная стоимость переданных им ОФЗ составила 117 млрд рублей.

— АСВ является получателем купонного дохода от эмитента только в случае, если на дату его выплаты облигации федерального займа (ОФЗ) находятся в собственности агентства, — заявили в АСВ. — По ОФЗ, переданным банкам, доход получают банки. АСВ перечисляет полученный купонный доход в федеральный бюджет в течение двух дней после его получения в полной сумме. На сегодняшний день облигации федерального займа на общую сумму 598,8 млрд рублей переданы 12 банкам.

В ГТЛК, ОАК и «Россетях» не смогли предоставить оперативных комментариев.

По словам директора Института актуальной экономики, кандидата юридических наук Никиты Исаева, в условиях дешевеющей нефти, повышенных расходов на поддержание регионов и оборону российский бюджет остро испытывает дефицит.

— В такой ситуации любые непоступления средств могут оказать значительное влияние, — считает Исаев. — При этом нет гарантий того, что рост доходов госкомпаний может оказаться достаточным для покрытия в будущем этих недополученных доходов. В перспективе оптимальным вариантом для государства может оказаться приватизация госкомпаний. Бюджет получит средства от приватизации, отпадут раздутые выплаты топ-менеджерам, а руководители компаний в рыночных условиях получат стимул к эффективному развитию.

По данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета РФ по состоянию на 1 сентября 2015 года составили 8,958 трлн рублей, расходы — 9,949 трлн рублей: дефицит бюджета в январе–августе 2015 года достиг 991,1 млрд рублей.

Екатерина Маркелова

Источник: izvestia.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий