В том, что сирийские граждане убегают от войны, нет ничего неожиданного. Потребность в безопасности — одна из базовых потребностей человека. В пирамиде Маслоу она уступает по значимости только дыханию и питанию. Вот и тянутся потоки беженцев из охваченной войной Сирии в относительно спокойную Европу.
Казалось бы, почему не бежать в богатые страны Персидского залива? Но во-первых, бежать в ОАЭ или Катар — значит пройти прямиком через районы боевых действия. А во-вторых, богатство этих стран предназначено для них самих. Тамошние монархи не подписывали никаких конвенций о правах беженцев и тому подобных документов. Соответственно, с точки зрения местных властей, беженцы — не более чем бродяги. Асоциальные элементы, которых не грех и в лагеря загнать, чтобы не разводили антисанитарию на улицах, предназначенных для истинных граждан. Собственно, такие лагеря уже построены в Турции и Иордании на деньги аравийских шахов и эмиров.
А вот европейцы несколько десятилетий продвигали терпимость, толерантность и прочие демократические финтифлюшки, пытаясь выставить себя лучше, чем есть на самом деле. Правда, когда дошло до дела, оказалось, что быть и казаться — разные вещи, но пока европейское сообщество пытается соответствовать своими же руками выкованному образу.
Вот и бегут в безопасную Германию, Францию, Австрию, да хоть бы и Норвегию. Бегут через Турцию, Грецию, Италию с Испанией. Иногда даже через Россию. Последним маршрутом пользуются не многие, причем не самые богатые, как можно было бы предположить, а самые сметливые и аккуратные.
Россию любят обвинять в том, что у нас вместо дорог лишь направления. Однако попасть из Сирии в Норвегию через нашу страну оказывается значительно дешевле и быстрее, чем если пользоваться самыми популярными у беженцев маршрутами. Самолет Бейрут-Москва, поезд Москва-Мурманск, а дальше чуть больше сотни километров до границы с Норвегией и вот она Европа. Одним из первых таких транзитеров стал учитель из сирийского города Хама. Путешествие заняло у него три дня и обошлось в 2400 долларов США.
Причем на всех этапах он действовал абсолютно законно. Этот маршрут, вообще, подходит только для тех, кто действует строго по российским законам и в состоянии грамотно оформить все необходимые документы. Собственно, никаких особенных сложностей и нет, но тем, кто рассчитывает проскочить на грани фола, лучше выбрать Грецию или Испанию.
Но значит ли это, что Россию захлестнула волна беженцев, подобная той, которая нахлынула на южное побережье Европы? Отнюдь нет. Во-первых, этот канал слишком узкий. Авиарейсы до Москвы летают не так часто, а общей границы у нас с Сирией нет. А во-вторых, целью беженцев все-таки является Европа, которая хоть и пытается сместить акценты, упорно называя прибывающих людей нелегальными мигрантами, но пока еще продолжает платить приезжим немаленькие пособия.
Некоторые беженцы, правда, остаются в России, но таких немного. Чтобы не рассуждать голословно, обратимся к заявлению заместителя главы ФМС РФ Николая Смородина:
«Всего на сегодняшний день на территории России находятся около 12 тысяч граждан Сирии – это 0,1% от всех находящихся в РФ иностранцев. Из них 2 тысячи человек получили статус временного убежища, 2 666 оформили разрешение на временное проживание, 2 029 получили вид на жительство. Почти 5 тысяч встали на миграционный учет».
В ФМС заявляют, что остаются в России в основном те, кто состоит в браке с нашими гражданами, которые уехали на родину после начала боевых действий. Думается, что и ближайших родственников тоже перетаскивают подальше от бомбежек. У нас не принято бросать своих, пусть даже эти «свои» — родители восточной красавицы, пленившей сердце русского строителя или моряка, работавшего в Сирии. Да и что такое война у нас в стране помнят хорошо.
Транзитных визитеров тоже не так много. По данным ФМС за 2015 год в Россию въехали 7103 гражданина Сирии, а выехали 7162. То есть сальдо отрицательное. Скорее всего, в первых числах января страну покинули задержавшиеся из-за новогодних праздников беженцы.
Такое небольшое (меньше тысячи человек в месяц) количество беженцев позволяет тщательно контролировать прибывающих сирийских граждан. Въезжающие в нашу страну делают это легально. Получают визы, оформляют необходимые бумаги. В условиях, когда каждый на виду, попытки смухлевать гарантированно выдут боком. Кроме того, Мурманск — город не простой, поэтому там за приезжими приглядывает ФСБ. Но если все документы в порядке, то препятствий беженцам не чинят, как это случается в некоторых европейских странах. Правда, и носиться, как с писаной торбой, с этими людьми никто не будет.
Собственно, поэтому значительного количества желающих перебраться в Россию из Сирии и не ожидается. Это в ЕС есть шанс успеть урвать халявных пособий, пока система окончательно не захлебнулась. К нам же едут только те, кто четко осознает, что придется надеяться на собственные силы и работать наравне, а то и лучше, чем местные жители. Но от таких граждан грех отказываться. Для желающих законно и мирно трудиться место найдется.
Больше того, наша страна уже не первое десятилетие работает над проблемой интеграции приезжих в русское культурное пространство. Вспомнить хотя бы экзамены по русскому языку и истории нашего государства для мигрантов из Средней Азии, без которых нереально устроиться на нормальную работу.
У тех немногочисленных граждан Сирии, которые стремятся остаться в России, есть серьезная мотивация для того, чтобы разобраться в нашем жизненном укладе и поскорее влиться в него. Этим людям необходимо заново строить жизнь, которая в одночасье рухнула после вмешательства США в суверенные дела их страны. Воспользовавшись уже имеющимися программами для приезжих, они смогут подучить язык, разобраться в законах и обычаях нашей страны и влиться в окружающую их обычную жизнь.
В то же время ФМС уже достаточно натренировалось на гражданах бывших южных республик, так что нарушители в ходе регулярных проверок рано или поздно будут выявлены и выдворены, будь они хоть трижды гражданами Сирии. Желающим затеряться в бардаке неорганизованного потока беженцев лучше брать западнее. У нас такое не пройдет.
Сергей Черкасов
Источник: politrussia.com