Война за Арктику, или Как поморы стали викингами

Война за Арктику, или Как поморы стали викингами

Первая половина XXI века пройдет под знаком международной борьбы за Арктику и огромные природные запасы нефти и газа. За последние десять лет контроль над Северным морским путем и ресурсами Арктики стал одним из самых приоритетных направлений сразу для нескольких крупнейших государств мира.

На этой неделе президент США Барак Обама прибыл в столицу Аляски Анкоридж на форум Арктического совета. Здесь он узнал, что в ближайшее десятилетие США не смогут догнать Россию в количестве ледоколов: из трех американских ледоколов один находится на бессрочном ремонте, другой по контракту на пять лет ушел в Антарктиду. Между тем, у России сейчас имеется мощный флот в два десятка ледоколов разных модификаций. Традиционные действия, которые начинают предпринимать США в подобных ситуациях – создание политической коалиции с подконтрольными Вашингтону странами.

Сейчас, стараясь обыграть Россию в битве за Арктику, Штаты активизировали самых важных своих северных союзников – Канаду и Норвегию. Первое государство занято наращиванием военного потенциала, в т.ч. тренировкой военных для вероятных боевых действий против России в условиях Арктики. Второе действует не так явно, стараясь реализовать стратегию «мягкой силы». Как удалось выяснить журналисту «Рен ТВ» Александру Самохвалову, норвежцы вот уже несколько лет активно работают на севере РФ, стараясь сформировать лояльный Западу пул из местных жителей. Для этого они занимаются поддержкой и финансированием не только общественных некоммерческих организаций (НКО), но и внедрились в руководство Северного арктического федерального университета (САФУ).

Одно из самых важный направлений «мягкой силы» норвежцев в российском образовании на Севере, в том числе Архангельской области – систематическая информационная обработка местных подростков, детей и студентов с целью убеждения их в том, что, живущая у побережья Белого моря этнографическая группа русских, называемая «поморами» – это, на самом деле, не русский этнос, как утверждают учебники истории и этнографические исследования российских ученых, а прямые потомки скандинавов, норвежцев, викингов. Для этого скандинавские специалисты достаточно открыто используют ресурсы и базу одного из самых крупных вузов региона – САФУ.

В разделе «международные партнеры» САФУ можно найти целых 10 норвежских университетов, львиная часть деятельности которых, как следует полагать, заключается в доказательстве скандинавских корней русских поморов.

Более того, на межвузовом сотрудничестве дело не заканчивается – при внимательном изучении связей сотрудников университета можно заметить деятельность ряда крупных, хорошо известных в России фондов , которые годами занимались продвижением западных интересов в РФ.

Кроме того, в штате вуза есть и иностранные кураторы – почетным доктором и самым востребованным лектором САФУ является некий норвежец Торнвальд Столтенберг – бывший глава МИДа Норвегии и отец генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, который, как известно, занимает откровенно антироссийскую позицию.

Не так давно норвежец Торнвальд даже получил звание «почетного помора» из рук сотрудников САФУ и вот уже третий десяток лет занимается продвижением интересов Норвегии в России.

Близость Норвегии к северным границам РФ, безусловно, вносит свои коррективы – развивается туристический бизнес между государствами, повышается уровень культурного обмена между народами и т.д. Однако, как следует из расследования РЕН ТВ, проникновение норвежской культуры в быт поморов и прочих жителей Архангельской области носит ярко выраженный инвазивный характер.

К примеру, в Архангельске все последние годы исправно и с размахом отмечался День конституции Норвегии, а сотни восторженных студентов, попавших в норвежские программы по обмену, уже выбрали для себя “европейское будущее”.

Экс-министр Столтенберг-старший наладил контакты с российским вузом еще в начале 90-х, когда Норвегия выделила первые сотни тысяч крон на различные этнографические исследования. Иностранец связался с ректором Архангельского педагогического университета Владимиром Булатовым, который впоследствии стал автором теории об обособленном этносе поморов. Более того, одна из лучших учениц ректора, Елена Кудряшова, при активном содействии Столтенберга получила неожиданную стипендию на обучение в США, а в 96-ом возглавила «Центр гендерных исследований».

Зачаточную теорию Булатова про поморов как отдельный этнос впоследствии развил Иван Мосеев, в заявлениях которого впервые и появились высказывания с сепаратистским уклоном. «Нам нужно стать самостоятельным, культурным регионом, свободным от статуса колонии. Наша область… сама должна стать суверенной», – пишет он в одной из своих статей.

Детские книги на русском языке, которые издает Мосеев на норвежские гранты, утверждают, что поморы – это норвежцы. Цель таких книг – смена культурного кода жителей Русского Севера в раннем возрасте. Именно благодаря усилиям Мосеева, в так называемые «сказки поморов», получившие популярность у детей и подростков, были добавлены норвежские мифические персонажи. Журналисты «Рен ТВ» отмечают также, что в некоторых детских садах Архангельска обыкновенные праздничные утренники стали чересчур похожи на скандинавские языческие обряды.

«В тех же 90-х от имени поморов Иван Мосеев поддержал сепаратистов Ичкерии и лично Джохара Дудаева. А уже в 2000-х Мосеев на съезде поморов объявил их отдельным этносом, не русским, а скандинавским. Этот съезд подробно освящал запрещенный и работающий из-за рубежа «Кавказ-центр» – официальный информационный ресурс сепаратистов, пропагандирующих распад России на отдельные государства», – пишет журналист.

Начальник отдела по делам общественных и религиозных организаций ФСИН по Архангельской области Виктор Свирякин припомнил, как на съезде поморов Мосеев заявил, что поморы к славянам отношения не имеют, ссылаясь на британских и эстонских ученых.

Примечательно также, что теория о «скандинавских поморах» быстро нашла свое место в идеологии запрещенной националистической партии РНЕ, бывшие руководители архангельского отделения которой «неожиданно» объявили себя коренными поморами. Нетрудно догадаться, кто именно щедро оплачивал такие заявления среди радикалов.

Между тем, активно продвигаемая норвежцами теория об отдельном скандинавском этносе не выдерживает никакой научной критики. По словам этнографа Александра Пилясова, называть поморов скандинавами – это все равно, что назвать отдельным от русских этносом московитов, или, например коренных петербуржцев. Поморы – это лишь отдельная подсистема русского этноса.

Что касается ученицы Булатова Кудряшовой, то ее карьера развилась в нужном для пропаганды русле – в 2011 году она стала видным общественным деятелем в регионе, а также ректором Арктического университета. Через некоторое время она назначила скандально известного Ивана Мосеева на должность руководителя Поморского института коренных и малочисленных народов Севера, то есть де-факто легализовала его сепаратистскую деятельность в системе российского образования. Позже Мосеев был приговорен к штрафу за то, что в интернет-переписке назвал 1 млн 200 тыс. жителей архангельской области (русских, украинцев, татар) быдлом, противопоставив им поморов.

В Арктическом университете работают (или работали) и другие сотрудники, наладившие связи с норвежцами и американцами. В частности, доцент кафедры философии САФУ и активист архангельской ЛГБТ-организации «Ракурс» Олег Клюенков покинул университет после скандала, связанного с поездкой в США. Судя по публикациям в американской прессе, Клюенков отрабатывал иностранное финансирование в другой сфере – критиковал российское законодательство, ограждающее детей и подростков от пропаганды гомосексуализма.

Напомним, «Ракурс» в текущем году признали иностранным агентом, хотя зарубежное финансирование это НКО получало с самого момента основания: деньги шли от МИДа Нидерландов, небезызвестного Фонда Сороса, принималась даже поддержка по специальной программе НАТО (след семейства Столтенбергов). Бюджет организации почти на 100% сформирован из иностранных грантов. После получения статуса иноагента, руководство «Ракурса» вдруг заявило о прекращении деятельности.

Руководителем «Ракурса» является еще один сотрудник, знакомый со Столтенбергом и норвежцами, действующий доцент САФУ Татьяна Винниченко. Винниченко – кандидат филологических наук, работает на кафедре русского языка и речевой культуры Института филологии и межкультурной коммуникации САФУ.

Еще одна активистка «Ракурса» Ольга Поспелова работает на кафедре философии САФУ. Ее научный руководитель – та самая Кудряшова. Поспелова за несколько лет опубликовала десятки работ об отсутствии биологического пола, о гендерных различиях и так далее. Работы также оплачены из средств западного гранта от фонда Макартуров.

Помимо систематически искажений фактов о поморах, с Запада в Архангельск перекочевала так называемая «Гендерная философия». Эта губительная программа активно развивается сейчас в том же САФУ как результат многолетней деятельности Кудряшовой. На старте в 1995-1999 годах на гендерные проекты в российском секторе Баренцева региона норвежская сторона выделила около 6,5 млн крон (более $1 млн.). В рамках этих программ и был создан в Архангельске в декабре 1996 года тот самый Центр гендерных исследований Поморского государственного университета (ПГУ) под руководством проф. Елены Кудряшовой.

Инициатором создания гендерного центра в ПГУ стал тот самый «помор» Булатов. Центр гендерных исследований Кудряшовой за всю свою историю сотрудничает, в основном, исключительно с норвежцами и прочими скандинавами. В частности, центр тесно координировал свои действия с Норвежским институтом женских и гендерных исследований, университетами Тромсе, Оулу, Умео, научной сетью Баренцева региона «Фемина Бореалис».

Уже осенью 1998 года руководимый проф. Кудряшовой Центр организовал в Архангельске международную научную конференцию «Женщины Севера и их роль в современных социальных условиях», которая стала этапом в подготовке 7-го Всемирного конгресса женщин, прошедшего в Тромсе летом 1999 года. В 1998 году Центр Кудряшовой получил на свое развитие из средств норвежской Баренц-программы грант в размере 73 тыс. норвежских крон. Координатором этого проекта с российской стороны стала завкафедрой социальной философии ПГУ и директор Центра гендерных исследований ПГУ проф. Елена Кудряшова.

Между тем, Кудряшову отнюдь нельзя назвать законопослушным гражданином – сейчас ее обвиняют в злоупотреблении служебными полномочиями, а в прошлую пятницу ее принудительно доставили в Ломоносовский районный суд Архангельска. Он постановил отстранить профессора от должности советника ректора Арктического университета.

По версии следствия, в 2011 году, будучи ректором, Кудряшова в процессе подготовки и строительства здания библиотеки САФУ необоснованно заключила ряд договоров с некомпетентной московской фирмой. В результате учебному заведению был причинен ущерб более чем на 7 млн рублей. Уголовное дело возбуждено на основании материалов оперативно-розыскной деятельности, представленных региональным управлением ФСБ. Кудряшовой грозит до четырех лет лишения свободы.

Анализируя все вышесказанное, стоит сделать вывод – и Осло и Вашингтон крайне заинтересованы в развитии ЛГБТ-сообщества и «скандинавских» проектов на нашем севере. Благодаря западным грантам и действиям некоторых сотрудников Арктического университета на Беломорском побережье России воспитано уже целое поколение лояльных США и Норвегии россиян. И эта работа, видимо, будет продолжаться и дальше, пока у США и Норвегии есть амбиции относительно Русской Арктики.

По материалам А. Самохвалова, «Рен ТВ»

Источник: scienceport.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий