Среди русофобских мифов есть один, особо тщательно культивируемый всякого рода либеральными проходимцами и «советскими патриотами». Вкратце он звучит так: «Гнилая Россия разваливалась, русские ничего делать не умели, а тут пришли большевики! Они приняли страну с сохой, а оставили с ядерной бомбой!».
Вот эта самая «царская соха» со временем стала краеугольным камнем целого пласта русофобии. Мол-де, русские ничего сами не умеют, их надо постоянно всему учить, постоянно в спину подталкивать, и без «крепкой руки» они так и будет возиться с этой проклятой и шовинистической «царской сохой». Отсюда же растут корни утверждений, что «русские плохие работники», «русские ленивые», «русские не любят и не умеют работать».
Разумеется, все эти бредни сложат лишь «общим фоном» в потоке либерально-левацкой русофобии, «монголо-финно-угорских орд», «кровавой Московии», «лапотной России», и прочих «утверждений». Но именно «соха» стала альфой и омегой в любом споре. Так и видишь эту бедную соху, ржавую, искореженную, валяющуюся на земле. Пахали-пахали, пахали-пахали, да не выпахали. И лежит она, бедная, всеми брошенная, всеми забытая. Значит, пришло время разобрать по полочкам любимый аргумент русофобов всех цветов и мастей. Почему же мразей так корежит от самой «сохи»?! Я так полагаю, сам объект вызывает ненависть. Соха, как-никак, орудие труда, которое требует применения силы, а для людей, которые тратят большую часть своего времени на расписывание «примитивности» русских, само напоминание о работе весьма болезненно. Начнем, пожалуй, с тех времен, когда «соха» ещё не стала царской, а была вполне себе княжеской…
Итак, Древняя Русь, она же «Гардарики», Руссия, или Рутения. На севере граничащая со скандинавскими государствами, на юге – с Византийской империей, Русь являлась уникальной страной. Написано о ней много. Именно тогда княжеская ещё «соха» развернулась с самого начала в полную силу. Русичи, пользуясь той самой «сохой», освоили громадные пространства от Новгорода до Таврии. Построили такие города, как Ростов, Рязань, Суздаль, Смоленск, Чернигов, Владимир-Волынский, а чуть позже – Львов. С помощью той же «княжеской сохи» русские повесили щит на воротах Царьграда, воевали на Каспии и разгромили Хазарский Каганат. Та же «соха», очевидно, виновата в Десятинной Церкви, в создании «Русской правды». На закуску стоит подробнее рассмотреть жизнь городов Руси (не забываем – название «Гардарики» вполне активно использовалось в Европе). Археологические раскопки в русских городах периода IX – XII веков показывают, что непременным атрибутом городской жизни того времени была развитая ремесленная жизнь. Вот только краткий перечень тех ремесел, которые культивировались русскими до монголо-татарского вторжения:
– кузнецы, в том числе кузнецы-гвоздочники, замочники, котельники;
– оружейники;
– ювелиры, так называемые «златари», серебряники, эмальеры;
– «древоделы»;
– «огородники», специализировавшиеся на строительстве укреплений;
– «корабльчии», строители кораблей и лодок;
– каменщики и строители, а так же «зиждители» – архитекторы, специализировавшиеся на каменном строительстве.
Города строились капитально, вокруг отлично сложенных каменных крепостей. Выражаясь современным языком, «инфраструктура» строилась тоже основательно – пристани, дороги, защитные валы. В Причерноморье и Тавриде русские «приняли в дар» города, построенные ещё греками. Причем русские не только «не утратили», но ещё и укрепили и улучшили эти города. Конечно, именно коварная княжеская соха жестоко и безжалостно строила каменные кремли. Она же заставляла русских торговать со всей «Ойкуменой» того времени, от народов Кавказа до франков, и заодно заставляла европейских правителей вступать в династические браки с русскими князьями.
Иконопись, мозаичное дело, Киево-Печерская лавра – все это исключительно создали «ватники» (точнее, «лапотники»), ленивые, и, понятное дело, необразованные. Которые обходились сохой, да. И, разумеется, Великое Княжество Литовское и Русское тоже сохой было построено. Конечно, литвины мерзкие предатели, не пожелавшие гибнуть под тевтонскими мечами. Поэтому они приняли православие, русскую письменность, роднились с русскими князьями, и время от времени вразумляли «туристов» огнем и мечом.
К тому же «княжеская соха» оказалась весьма коварной. Она воплощалась не только в князьях, но и в вечевых республиках Великого Новгорода и Пскова. Вот ведь подлость какая, да? Прямо неописуемое коварство. Ба, более того – в вечевых республиках народ, после веча, сам призывал князя на престол. И вече же могло князя сменить, если тот не справлялся с возложенными на него обязанностями.
Даже после татаро-монгольского нашествия «соха» не сдавалась. Например, белокаменный московский кремль, заложенный в годы ига князем Дмитрием Донским, конечно, дело рук исключительно «ленивых», которые ничего не умеют. Разумеется, Александр Невский, устроивший псам-рыцарям веселую встречу, не иначе, как лапотный. И, конечно же, только «рабы» могли свергнуть ненавистное иго после без малого двухсот лет оккупации.
После этого «соха» начала снова потихоньку «разворачиваться» То Ермак Тимофеевич в Сибирь на огонек зайдет, то Казань и Астрахань возьмут, то первопечатник Иван Федоров книги начнет выпускать. Но, все же это было, конечно, слабенько. Не тот размах. Смута стала весьма серьезным испытанием для русского народа. Предстояло доказать «право свое», отстоять Русь. И отстояли. Ополчение Минина и Пожарского провело со смутьянами и зарубежными гостями исключительно вежливые и демократические переговоры. По итогам этих переговоров «дорогие гости» скоропостижно покинули пределы нашего Отечества, весьма «довольные» качественной и душевной встречей.
В XVIII веке «соха» совсем распоясалась, начав свое победоносное шествие.
Строительство русского флота, Северная война, по итогам которой Россия получила выход к Балтике и торговлю с Европой. Именно соха создала Академию Наук в Петербурге, притянула в русскую науку таких людей как Ломоносов и дала дорогу множеству других русских самородков. Только сохой были заселены безводные степи Новороссии, построены Одесса, Екатеринослав, восстановлен Изюм. Ну, о такой «мелочи», как покорение Крыма, и говорить, так полагаю, смешно.
Врожденная «лапотность» позволила русским покорить Кавказ, несколько раз «принуждать к миру» Персию и Турцию, освоить Аляску и дойти до Калифорнии. «Двунадесять языков», вторгшихся в пределы Руси под знаменами Наполеона, тоже ощутили на себе прелесть «царской сохи». Не все гости дожили до весны, а уже два года спустя «соха» отправилась в европейский тур, финалом которого стал визит в Париж.
Но, говоря о достижениях, стоит сказать, что «соха» несла с собой не смерть и разрушение, а нечто новое. Она несла европейский культурный код, которому сопротивляться априори трудно. То есть, разумеется, с казачеством и регулярным войсками еще можно было повоевать (хотя, к примеру, судьба, например, черкесов была весьма незавидна), но вот воевать с водопроводом, театрами, библиотеками и синематографом весьма проблемно. Потому что всегда проиграешь
Говоря о Российской империи XIX века, мы увидим, что «соха», рассвирепевшая в своей безнаказанности, нагородила такого, о чем и говорить страшно. После тяжелой Крымской войны, после отмены крепостного права, после проведения Великих реформ Александра II началась новая эпоха. Мы видим мощное государство, развивающееся бешенными темпами. Европейскую империю с мощной армией и флотом. Проведенная земская реформа всесторонне обновила жизнь в провинции. Активно строятся земские школы, больницы, технические училища. Многочисленные народы Европы и Азии объединены под сенью грозного двуглавого орла. Оправившаяся от крымского поражения русская армия победоносным походом освободила Балканы от многовекового турецкого гнета. Русские, наравне с европейскими нациями, первыми приняли идеи кооперативного движения, что самым позитивным образом сказалось на русской экономике. В 1865 году было создано первое ссудно-сберегательное товарищество в селе Рождественском Костромской губернии. А уже спустя тридцать лет Россия заняла первое место в кооперативном движении. К 1917 году количество кооперативов всех типов приближалось к 50 000 (около двадцати пяти тысяч потребительских сообществ, шестнадцать тысяч кредитных, шесть тысяч сельскохозяйственных)
Но жестокая и деспотичная соха и на этом не успокоилась. При ней, исключительно подпольно, действовало РТО (Русское Техническое Общество). Основанное в 1866 году, оно представляло собой идеальный научный институт, аналогов которому не было в мире. У истоков данного общества стояло одиннадцать частных лиц, которые, как любят выражаться левые, были «представителями крупной буржуазии». Промышленники, инженеры, преподаватели университетов. Организационно РТО состояло из четырех отделов (химической технологии и металлургии, механики, инженерно-строительного и горного дела, военной и морской техники), позже добавились отделы фотографии, электротехники, воздухоплавания.
Была создана знаменитая комиссия «Закавказский нефтепровод», которая впервые занялась вопросами доставки и переработки нефти, а сопредседателями данной комиссии были Д. И. Менделеев и Э. Нобель. Так же были созданы комиссии «Электрическое освещение» (под руководством П. Н. Яблочкова) и «Переработка природного газа». Как видим, лапотность данных комиссий зашкаливает, и в этом виновата исключительно соха.
К тому же, РТО проводило отраслевые съезды, выставки, участвовало в международных конгрессах. Именно на заседаниях РТО были обнародованы важнейшие открытия Менделеева, Попова, Циолковского. И не только.
12 апреля 1877 года на заседании московского отделения общества был зачитан доклад видного русского ученого, теоретика государственного социализма И. И. Янула «Влияние покровительственного класса на благосостояние рабочего класса». Да, да, именно при отсталой, буржуазной, деспотичной сохе были выдвинуты идеи государственного социализма. Что как-то весьма не сходится с «лапотностью». Уместно будет еще вспомнить и о деятельности Общества, направленной на создание при фабриках и заводах специальных ремесленных школ.
Кроме РТО соха жестоко и цинично позволила создание таких обществ, как Императорское вольное экономическое общество, Русское Географическое общество, Русское Энтомологическое общество. Сохатость данных структур заслуживает отдельного разбора, который явно не поместится в данную статью.
Но, не угомонившись на достигнутом, соха пошла еще дальше. Российская империя продавала за границу только продукты переработки нефти, рубль был привязан к золотому стандарту. Русские промышленники и русское купечество могли свободно открывать свои предприятия и фирмы по всему миру, а иностранные предприниматели, в свою очередь, могли открывать предприятия на территории Империи. Видя «суть времени», власть начинает деятельность в сфере защиты рабочих. Казалось бы, сократить рабочий день до 11,5 часов по нынешним меркам – смех. Однако стоит вспомнить, что в той же Британской империи рабочие мужского пола не имели нормированного рабочего дня. Совсем.
Но и этого сохе показалось мало. Она, такая деспотичная, предоставила русским целый спектр политических свобод, о которых тактично умалчивают многочисленные критики. Были свои русские партии (Союз Русского Народа, Всероссийский Национальный Союз, Русский Народный Союз, Отечественный Патриотический Союз), клубы, газеты. Свободно продавалось огнестрельное оружие (да-да, в ужасной и деспотичной Империи вы могли купить «велодог», «кольт», гладкоствольное оружие и даже пулемет). Ба, более того, «соха» никаким образом не ограничивала теперь русских в использовании политических свобод. Можно что угодно говорить о «кровавом царизме», но вот игнорировать тот же двухмиллионный Союз Русского Народа, с его дружинами, демонстрациями, крестными ходами было очень трудно. Русские обладали мощной политической и гражданской субъектностью, что было доказано в конце XIX – начале XX века. Начиная с русских добровольцев на Балканах и в Южной Африке, и кончая последней войной Империи, где и был выдвинут лозунг «Всё для фронта, всё для победы!», русские люди, наши прадеды, не боялись брать на себя ответственность, и в полной мере пользовались своей субъектностью.
Вроде бы, дальше уже некуда. Всё. Финал. Куда дальше?!
Но соха так рассвирепела, что принялась строить лучшие в мире бомбардировщики «Илья Муромец» и «Русский Витязь», принялась создавать автомобили «Руссо-Балт», ледоколы. К ледоколам, опять же, была положена систем радиотелеграфа, разработанная профессором Поповым. Русская армия была вооружена винтовкой Мосина, воздушный флот укомлектован как дирижаблями, так и самолетами, военно-морской флот получил лучшие корабли и подводные лодки. И, конечно же, соха виновата в том, что при ней начали свою деятельности такие «рабы» и «лапотники», как Игорь Иванович Сикорский, Владимир Зворыкин, Владимир Набоков, Сергей Рахманинов… И за границу они, стало быть, перебрались исключительно из-за козней злобной сохастой буржуазии? Впрочем, следует дать слово отечественным и иностранным современникам «царской сохи»:
«Население России к 1948 году будет (около 344 млн. человек) выше, чем общее население пяти других больших европейских стран. Если у больших европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1910 и 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении». (Эдмон Тери, французский экономист, редактор журнала «Economist Europeen», 1914 г.)
«Ясно, что в среднем в 1914 году подданные царя питались и одевались лучше, чем их непосредственные предшественники». (Пол Гетрелл, английский ученый)
«Города растут у нас с поистине американской быстротой. Целый ряд железнодорожных станций, фабричных и заводских поселков, особенно на юге, обратился в крупные центры городской – по всему своему складу и запросам культуры». (Н. Авдаков, председатель Совета Съездов Представителей Промышленности и Торговли, 1914 г.)
«Широкие массы, крестьянство, в лучшем экономическом положении, чем когда-либо». (Морис Беринг, английский писатель, из книги «Основы России»)
«Ваш император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может». (Уильям Тафт, президент США, 1913 г.)
«Одним из глубоких и важнейших явлений переживаемой нами эпохи в истории России является мощное, полное юной энергии возрождение русской деревни… Никогда раньше наша деревня не испытывала такого мощного просветительного воздействия, какое испытывает теперь. Крестьянское хозяйство 1917 года не то, каким было крестьянское хозяйство 1905 года… иначе обрабатываются поля, иначе содержится скот, крестьяне больше продают, больше покупают. Крестьянская кооперация покрыла собой нашу деревню и переродила ее. Стал развитее и культурнее наш крестьянин…». (А. В. Чаянов, русский профессор-экономист, 1916 г.)
«…С конца XIX в области мировой литературы<…> французы и англичане потеряли первенство, оно перешло к стране, демонстрирующей новое в литературе. Русский роман ныне определяет литературную моду. Мы все должны учить русский язык». (Мэтью Арнольд, английский критик и литературовед)
«Одним из наиболее частых выпадов против Русской Монархии было утверждение, что она реакционная и обскурантна, что она враг просвещения и прогресса. На самом деле она была, по всей вероятности, самым прогрессивным правительством в Европе… Легко опровергнуть мнение, что русский народ отвергал царизм и что революция застала Россию в состоянии упадка, развала и истощения… Посетив Россию в 1909 году, я ожидал найти повсюду следы страданий после Японской войны и смуты 1905 года. Вместо этого я заметил чудесное восстановление… Скачками растущую промышленность, приток капиталов… Почему же произошла катастрофа?.. Почему Русская Монархия пала почти без борьбы?.. Она пала не потому, что отжила свой век. Она пала по чисто случайным причинам». (Чарльз Саролеа, профессор Эдинбургского университета)
«Темпы экономического и культурного развития страны, структурные изменения в народном хозяйстве казались столь впечатляющими, что председатель синдикальной палаты парижских биржевых маклеров М. Вернайль, приезжавший летом 1913 года в Петербург для выяснения условий предоставления России очередного займа, предсказывал неизбежный, как ему казалось, в течение ближайших 30 лет громадный подъем российской промышленности, который можно будет сравнивать с колоссальными сдвигами в экономике США в последней трети XIX века». (Из книги «Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник»)
«Общее мое впечатление более чем утешительное. После страшной встряски Россия, несомненно, переживает сильный экономический подъем, которому способствует и урожай двух последних лет. Сибирь растет сказочно: в безводных степях, которые два года тому назад признавались негодными для заселения, в несколько последних месяцев выросли не только поселки, но почти города». (П. А. Столыпин, из письма императору Николаю II)
Как видим, мало, мало это все похоже на то, что мы регулярно выслушиваем. Царская соха, которую так любят пинать «братья наши меньшие», оказывается весьма зубастой. Если говорить подробно о земстве, реформах Александра II, походах доблестной русской Армии, Кавказской войне, городских реформах и городском быте, о месте Империи в мире, о русском купечестве и промышленниках, о казачестве (а это на 1917 год три миллиона человек), Государственном Совете, о великой русской культуре, о первом десятилетии XX века, явившем собой «русское чудо», то и следа не останется от мифа о «сохе». Я уже предвкушаю комментарии в стиле: «да мы это и так знаем!», «опять стон про Россию, которую мы потеряли!», «напиши уже про современность!». И комментаторы будут, конечно, правы.
Но, господа, как можно рассуждать о роботах, дронах, беспилотниках, колониях на других планетах, Русской Державе, если в нашем обществе открыто культивируются русофобские мифы. Ведь, как я уже сказал в начале статьи, вокруг «сохи» старательно строятся мифы о неполноценности русских как нации. Начав с обвинений в отсталости русских, «рукопожатные и совестливые» идут дальше, рассказывая городу и миру побасенки о «ватниках, нуждающихся в крепкой руке», «что русские ленивы», «сами ничего не могут», «им нужна нагайка». А потом господа «добросердцы» с умным видом поясняют, что, мол-де, русские всех угнетали (да, отставшие лапотные русские всех угнетали, да здравствует двоемыслие). И начинается истерика в стиле «русские должны всем помогать!», то есть, с русского можно и нужно снять последнюю рубашку во имя торжества некой «всемирной справедливости».
Главное в этих побасенках – унизить русское самосознание, чувство русского достоинства, вытравить всю национальную гордость. И затем, добив остатки это самого национального самосознания, протаскивать свои многочисленные «идеологии», которые ничем друг от друга не отличаются. За нас, русских, говорит тысяча лет истории, тысяча лет потрясающих взлетов и падений, та самая дорога, которая отнюдь не была покрыта розами. От Руси до Российской империи этот путь было пройден нашими предками, причем пройден с честью и мужеством. Гордиться славою предков нужно, но, нужно и соответствовать этой славе. Кровь и пот русских, которые построили одну из крупнейших держав в истории человечества, объединив вокруг русской нации множество народов Европы и Азии, должны прорасти в наших сердцах уверенностью и мужеством. Нам предстоит путь не менее тяжелый, и будет ещё больше пота, и крови, и слез.
Будет всё. И мы возродим Великую Россию. Но только когда выбросим на помойку всё, чем так старательно нам забивали голову последние сто лет. И первым на помойку истории должен отправиться миф о «царской сохе».
Источник: via-midgard.info