Нет, если подойти к вопросу беспристрастно, то когда-то Россия в самом деле была лапотной страной. В том смысле, что лапти были самым распространённым видом обуви. Ибо лапти носили крестьяне. А крестьяне были самым массовым социальным слоем Российской империи. Хотя, конечно, к 1917 году доля пролетариата и мещан увеличивалась. Но не в этом суть. А в том, что лапти в те времена были тем, чем в наше являются кроссовки – лёгкой, удобной и дешёвой обувью. Отсюда и симпатии у целевой аудитории.
Однако, понятно, что те, кто называет дореволюционную Россию лапотной страной, имеют в виду вовсе не обувное производство. Говоря «лапотная страна» они, собственно, хотят сказать: «до революции Россия была страной безграмотного населения и таковой бы и осталась, если бы не Ульянов-Ленин со товарищи». Недавно где-то налетел на утверждение впавшего в глубокий маразм советского патриота, который, брызгая слюнной, излагал примерно следующее: «если бы не октябрьская революция, если бы не сталинская коллективизация и культурная революция, то Россия до сих пор была бы страной тотальной безграмотности». Ну что-то в этом духе. Цитата не точная, но смысл такой.
Если говорить объективно, то до 1917 года безграмотных в России было очень много. Однако это объяснялось вовсе не неспособностью государства обучить людей в массово порядке грамоте и счёту. В любой церковно-приходской школе, которые, собственно, и занимались делом обучения крестьянских детей, ребёнок учился и грамоте, и арифметике, то есть ЦПШ были начальными школами. Проблема, однако, заключалась в том, что в Российской империи не было закона об обязательном начальном образовании и поэтому многие крестьяне рассуждали в том духе, что образование их детям ни к чему, поскольку надо пахать, сеять и ухаживать за скотиной. Так сказать, перегибы на местах. Сознание отставало от технического прогресса. Поэтому, хотя по всей стране были десятки тысяч ЦПШ, в них к 1914 году училось едва ли более миллиона крестьянских детей.
В этом смысле введение большевиками обязательного начального образования было безусловно мерой прогрессивной и нужной. Однако же эту меру вполне по силам было реализовать любому правительству, которое должно было быть сформировано Учредительным собранием. Так что ничего кардинально необычного большевики не сделали. Ибо известно, что далее ЦПШ, то есть далее начального образования, в деле ликвидации безграмотности в 20-е и даже 30-е они не продвинулись. Да что там 30-е, даже ещё в 50-е немало крестьянских детей среднего образования не получили. Среднее образование в СССР стало всеобщим ох как не скоро.
Однако же большевики в своих агитках утверждали о т.н. «поголовной» безграмотности, то есть о том, что якобы всё население России не знало грамоты. Что, конечно, является сугубым коммунистическим враньём. И создаёт ощущение какой-то беспросветно отсталой страны, с крайне низким научным потенциалом.
Говоря о научном потенциале той или иной страны, говорят, собственно, о количестве видных учёных, живущих и работающих в стране. И в этом смысле, если посмотреть на СССР, скажем, 50-х годов, в самом деле всё было очень шоколадно. СССР в самом деле имел изрядное количество учёных с мировым именем. В 50-х годах, да ещё и в 60-х, любой уважающий себя учёный, желавший быть в курсе всего самого передового в науке, помимо английского обязательно изучал и русский язык. Русский наравне с английским был языком международных научных симпозиумов.
Никто, однако (кроме совсем уж ненормальных граждан), не станет утверждать, что учёный появляется по мановению решения партийного съезда. Нет, учёный – это человек, который получил где-то образование до того, как начать свою учёную карьеру. Всё происходит поэтапно: сперва начальное образование, потом среднее, затем высшее, затем аспирантура, профессура и т.п. И крайне сложно перескочить через несколько ступенек. И если, возможно, кто-то имеет потенциал сразу написать докторскую диссертацию, минуя кандидатскую, то получить высшее образование, минуя начальное и среднее невозможно в принципе. Даже если ребёнок не пойдёт в школу, он всё равно должен получить среднее образование по общим программам и сдать соответствующие экзамены. Как говорится, вариантов нет. Начальное и среднее образование – этот тот фундамент, на котором покоится учёность.
Поэтому решил я с этой точки зрения рассмотреть биографии наиболее известных т.н. «советских» учёных и изобретателей на предмет определения того, где в них был заложен фундамент их учёности.
Имена я брал довольно случайным образом, просто по памяти. Ну то есть наиболее громкие имена, связанные с советской наукой. Понятно, что перечень далеко не полный, но довольно авторитетный, на основе которого можно сделать кое-какие выводы (что я и делаю в конце списка). Итак.
Капица, Пётр Леонидович. Это не тот, который «Очевидное невероятное» по телевизору ведёт, а его великий отец, физик с мировым именем (лауреат Нобелевки по физике 1978 года). Родился в 1894 году. Учился он до революции не в гимназии, а в реальном училище, которое закончил в 1912 году. Реальные училища – в Российской империи это были такие средние учебные заведения, в которых усиленно преподавались естественные науки и, в частности, математика. В советское время идея реальных училищ с очень хорошим естественным образованием, выпускники которых запросто поступали на физико-математические факультеты университетов, выродилась в итоге в идею ПТУ, которыми учительницы пугали нерадивых учеников.
Ландау, Лев Давидович. Родился в 1908 году, учился в Бакинской гимназии. Родители: отец – инженер-нефтяник, мать – преподаватель естествознания. С 1922 по 1924 г.г. учёба в Бакинском университете. В 1924 перевод на физ-мат факультет в Петрограде. В 1927 году окончил Ленинградский университет (в котором в ту пору преподавали люди, получившие своё образование в царское время) и в 1929 году за выдающиеся успехи отправился в загранкомандировку где, в частности, учился у Нильса Бора. Кстати, интересная деталь: в 1962 году Ландау попал в автокатастрофу и два месяца находился в коме; для его спасения нужные медикаменты самолётами доставлялись из Европы и США. В итоге Ландау выжил. Интересно, а если бы этих медикаментов из Европы и США не было доставлено? Ну это так, к слову, уже о самой лучшей советской фармакологии. Ну и ещё любопытная деталь: в 1938 году Ландау был арестован. Если бы не вмешательство П. Капицы, одного из выдающихся мировых физиков отправили бы в ГУЛАГ.
Шубников, Лев Васильевич, физик-экспериментатор, специалист в области физики низких температур, профессор, соавтор открытия эффекта Шубникова — де Гааза. Родился в 1901 году. Окончил московское коммерческое училище, осенью 1918 поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петроградского университета по специальности «физика». В 1922 перевёлся из университета в Петроградский политехнический институт. В 1937-м была арестован – тут видимо повлияло то, что с 1926 по 1930 г.г. Шубников стажировался за границей. Ему повезло меньше, чем Ландау и его расстреляли в том же году.
Интересна характеристика, которую дал Ландау военному прокурору 15 августа 1956, когда готовилась реабилитация Шубникова: «Лев Васильевич Шубников, несомненно, был один из крупнейших физиков, работавших в области низких температур не только у нас в Союзе, но и в мировом масштабе. Многие его работы до настоящего времени являются классическими. Говорить о его вредительской деятельности в области физики низких температур совершенно абсурдно, учитывая, что он как раз являлся одним из создателей этой области у нас. Его горячий патриотизм подчеркивается тем, что он добровольно бросил работу в Голландии для работы на Родине. Ущерб, нанесённый отечественной науке безвременной гибелью Л.В.Шубникова трудно переоценить».
Ну это к слову о том, как рачительно при товарище Сталине заботились о развитии науки – шлёпнули создателя физики низких температур и все дела.
Иоффе, Абрам Фёдорович, т.н. «отец советской физики». Родился в 1880 году. Среднее образование получил в реальном училище города Ромны Полтавской губернии (1889—1897). В 1902 году окончил Санкт-Петербургский технологический институт; в 1905 – окончил Мюнхенский университет в Германии, где работал под руководством В. К. Рёнтгена и получил степень доктора философии. С 1906 работал в Политехническом институте; профессор с 1913 года.
Тимошенко, Степан Прокофьевич, считается отцом современной механики сплошных сред. Родился в 1878 году, среднее образование получил в реальном училище города Ромны вместе с Иоффе. С 1896 по 1901 год учился в Петербургском институте путей сообщения, по окончании которого был оставлен для работы в качестве ассистента механической лаборатории.
Курчатов, Игорь Васильевич, «отец советской атомной бомбы». Родился в 1902 году. Окончил в 1920 году Симферопольскую гимназию. В сентябре 1920 г. Курчатов поступил в Таврический университет на физико-математический факультет, который закончил в 1923 году, а затем в Петрограде поступил в Политехнический институт. Понятно, что и в Таврическом университете и в Политехническом институте во время обучения Курчатова профессоры и преподаватели были сплошь старой, царской закалки.
Жуковский, Николай Егорович, создатель науки об аэродинамике. Родился в 1847 году в семье инженера. Обучался в гимназии. Поступил в Московский университет на физико-математический факультет, который окончил в 1868 году. Преподавал в МВТУ. В 1904 году Жуковский открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта. И всё это он сделал в «лапотной России», в которой «поголовно безграмотный» народ томился под игом самодержавия.
Сикорский, Игорь Иванович, конструктор первого в мире четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», первого в мире трансатлантического гидроплана, первого серийного вертолёта. Родился в 1889 году (его отец, Иван Алексеевич, был профессором Киевского университета, известным психотерапевтом). Образование: гимназия, а с 1903 по 1906 – Петербургское морское училище. В 1907 году поступил в Киевский политехнический институт.
Туполев, Андрей Николаевич, знаменитый авиаконструктор. Родился в 1888 году. Обучался в гимназии. В 1908 году поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ).
Королёв, Сергей Павлович. Родился в 1906 году. Начал обучение в одесской гимназии в 1917 году, но из-за её закрытия его воспитанием занялась мать и отчим (бывшие учителями). То есть, строго говоря, уровень профессиональной подготовки родителей Королёва был таким, что они смогли дать ему хорошее среднее образование, по царским, как сами понимаете, учебникам. В 1924 году поступил в Киевский политехнический институт, а осенью 1926 года переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана. Опять же, профессорско-преподавательский состав этих учебных заведений появился не при Советской власти. При Советской власти, собственно, он – этот состав – был частично расстрелян и выгнан заграницу; нет, ну далеко не все конечно – кое-кто уцелел и воспитал будущего конструктора ракет. Кстати, любопытная деталь: когда в конце жизни Сергея Павловича оперировали, пытаясь предотвратить смерть, то не смогли ввести дыхательную трубку в горло в связи с травмой, полученной в ссылке – следователь ударил Королёва графином по скуле. Ну это уже к слову не о самом лучшем образовании, а о советской сталинской законности.
Ильюшин, Сергей Владимирович, авиаконструктор. Родился в 1894 году в крестьянской семье. В 8 лет пошёл учиться в земскую школу, которую окончил в 1906 году. В 1921 года Ильюшин был зачислен в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (с 1922 года — Военно-воздушная Академия имени профессора Н. Е. Жуковского), которую закончил в 1926 году. Учителями его в этой академии были конечно уж не «красные профессора», а всё те же преподаватели и профессора царских времён.
Кошкин, Михаил Ильич, создатель легендарного танка Т-34. Родился в 1889 году. Окончил церковно-приходскую школу. Никакого иного систематического образования вплоть до 1929 года не получал. В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный работник, в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»), который окончил в 1934 году. Опять же, кто обучал Кошкина в ленинградском политехе? Ответ очевиден: преимущественно профессора, получившие образование в царской системе.
Кстати, о церковно-приходский школах. В советское время это название стало синонимом чего-то убогого и архаичного. Однако ЦПШ выполнили огромную роль в деле образования крестьянских детей. Строго говоря, они назывались начальными училищами и уже к 1861 году по всей Российской империи их было свыше 18 тысяч. Учились в них в среднем 3-4 года; предметы были следующие: закон Божий, церковное пение, письмо, арифметика, чтение, а в некоторых ещё и история. Не то чтобы это было выдающимся образованием, но для дальнейшего самообразования (как в случае с Кошкиным), вполне хватало.
Вавилов, Сергей Иванович, создатель научной школы физической оптики в СССР, президент Академии наук СССР (с 1945), младший брат учёного-генетика Н. И. Вавилова. Родился в 1891 году в Москве. Учился в коммерческом училище на Остоженке, затем в Московском университете (МГУ), который окончил в 1914 году.
Лебедев, Александр Алексеевич, специалист в области прикладной и электронной оптики, оптики атмосферы и гидрооптики, лазерной техники, теории стеклообразного состояния, изучения свойств и строения стёкол, космического излучения. Родился в 1893 году в семье директора и преподавателя физики Поневежского реального училища Алексея Степановича Лебедева. В 1911 году окончил реальное училище (в Санкт-Петербурге) и поступил на Физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.
Лебедев, Сергей Алексеевич, конструктор первых советских ЭВМ и ЭВМ серии БЭСМ. Родился в 1902 году. В связи с кипучей деятельностью товарищей большевиков получить полное среднее образование ему не удалось. Но в 1921 году он сдал экзамен экстерном за среднюю школу и поступил в Высшее техническое училище им. Баумана по специальности инженер-электрик. Никто не будет спорить, что в 1920-х Лебедева учили учителя, получившие образование при царе-батюшке?
Кстати, любопытна биография ещё одного выдающегося конструктора советских ЭВМ («Стрела», «Урал»). Рамеев, Башир Искандарович, родился в 1918 году. Его отец, Искандар Закирович, учился до начала Первой мировой войны в Горной академии в Германии, что стало одной из причин его ареста 1938 г. В этот момент Башир Искандарович учился в Московском энергетическом институте. Из-за ареста отца его из института отчислили: светлое было время сталинское, детей «врагов народа» выкидывали из ВУЗов только шум стоял – настоящий сталинский порядок. Уже значительно позже за большие заслуги в деле организации советской компьютерной промышленности, Б.И. Рамееву была присвоена степень доктора наук со стыдливой формулировкой – «без защиты диссертации». Всё верно, ведь формально высшего образования в самой лучшей советской образовательной системе он так и не получил (сын «врага народа»).
Тихонов, Андрей Николаевич, создатель факультета ВМиК МГУ. Родился в 1906 году. Учился в гимназии. В 1927 году А. Н. Тихонов закончил математическое отделение физико-математического факультета МГУ.
Ершов, Андрей Петрович, один из пионеров теоретического и системного программирования, создатель Сибирской школы информатики, академик АН СССР. Его работы по программированию оказали влияние во всём мире, в частности, на создателя программисткой «библии» – Дональда Кнута. Родился Ершов уже в советское время – в 1931 году. То есть как раз он учился в советской школе. Правда – это стоит иметь в виду – когда он пошёл в 4 класс, уже шла война, но, тем не менее, он смог поступить в МГУ. В МГУ одним из учителей Ершова, оказавшим на него огромное влияние, был Ляпунов Алексей Андреевич.
Ляпунов, Алексей Андреевич, выдающийся математик, один из основоположников «советской» кибернетики, член-корреспондент АН СССР. В 1928 году Ляпунов поступил на физико-математический факультет Московского университета. Однако через полтора года ему пришлось покинуть университет «как лицу дворянского происхождения». С 1932 года Алексей Андреевич становится учеником академика Н. Н. Лузина (1883 года рождения, с 1884 по 1901 г.г. обучался в томской гимназии, после чего поступил на физико-математический факультет Московского университета).
Бугаев, Николай Васильевич, философ и математик, секретарь Московского математического общества, занимался исследованиями в основном в области анализа и теории чисел. Родился в 1837 году в семье военного врача. В 1847 году поступил в Москве в гимназию. В 1855 году поступил на Физико-математический факультет Московского университета. Удивительное дело – за 60 лет до победы большевиков в России изучали математику и физику! Бугаев воспитал Лузина, а тот, в свою очередь, Ляпунова, а тот, как мы знаем, создателя отечественной школы программирования Ершова. Вот такая цепочка.
Ну и так, в финале, каждый желающий может поинтересоваться биографиями подписантов «письма трёхсот» – письма большой группы советских учёных, которое было направлено 11 октября 1955 года в Президиум ЦК КПСС. В письме описывалось мрачное положение в советской биологии к середине 1950-х годов. Просто любопытства ради поглядите когда родились и какое получали начальное образование все эти учёные и академики, двигавшие советскую науку в 50-х годах, то есть в период наибольшего расцвета т.н. «советской науки».
Кстати, любопытно, какое начальное образование получил сталинский «академик» Т. Д. Лысенко, который и довёл советскую биологию до ручки. Лысенко родился в 1898 году; в 1913 году, после окончания двухклассной сельской школы (ЦПШ), поступил в низшее училище садоводства в Полтаве. В 1917 году поступил, а в 1921 окончил среднее училище садоводства в городе Умань на базе дендропарка «Софиевка». То есть конечно, при царе появлялись и такие, как Жуковский, и такие, как «академик» Лысенко. В итоге такие как Жуковский двигали науку и далее, а такие, как Лысенко, её разваливали.
Итак, наглядно можно удостовериться, что все те громкие имена, которые всякий раз приводят в пример советские патриоты, когда хотят продемонстрировать мощь советской науки и техники, начальное и среднее, да и высшее образование как правило получили до революции, а если кто-то высшее получал уже после революции (как правило в 20-х годах), то обучали их старорежимные, в царские времена воспитанные, профессора.
О чём это говорит? Это говорит, как минимум, что утверждение о том, что без советской власти Россия почему-то стала бы отсталой безграмотной страной, без своей науки и техники, мягко говоря, высосано из пальца. Ибо совершенно непонятно, с какой бы это стати, например, Жуковский, который совершил ряд открытий ещё до революции, вдруг прекратил бы свою научную деятельность, если бы большевики не оказались у власти. Почему это Ландау без помощи большевиков не смог бы стать выдающимся физиком, а Туполев никак не смог бы реализовать свой талант и свои, полученные ещё при царе, знания? Зато совершенно очевидно, что именно получила отечественная наука благодаря большевикам: это красноречиво показывает пример хотя бы расстрелянного в 1937 году физика с мировым именем Шубникова.
Таким образом неминуемо приходим к выводу, что хотя в плане всеобщего начального образования Россия в 1917 году отставала от ведущих европейских стран, однако же по своему научному потенциалу она ничуть не уступала Европе. Это был конечно перекос. Но перекос этот был бы легко разрешён без всяких большевиков и советской власти.
С другой стороны, мы зато можем и сказать пару слов о самой советской системе начального и среднего образования, которую по какой-то непонятной нелепости некоторые люди называют «лучшей в мире». Итак, я кратко показал на примере воистину выдающихся личностей, что система начального и среднего образования в царской России хотя и не была всеобщей, но, тем не менее, была очень сильной и дала целую плеяду великих учёных и конструкторов, чей потенциал в полную мощь реализовался в зрелые годы. То, что их зрелые годы совпали в эпохой власти большевизма – есть не более, чем грустная случайность. Но их талант и заложенные в детстве и юности знания были бы всё равно реализованы в середине XX века при любом строе. Строго говоря можно сказать, что учёные творили не благодаря, а вопреки советской системе (примеры Ландау, Капицы, Королёва, Туполева и др.), то есть помимо собственно научной деятельности должны были ещё опасаться за свою жизнь и свободу, лавировать в омуте партийных съездов и т.д.
Если следовать логике советских патриотов о том, что советская система образования была лучшей, чем при царе, то тогда те люди, которые ни в какой царской гимназии не обучались, а обучались в советских школах, или кто обучался в ВУЗах не у бывших царских профессоров, а у самых то ни на есть советских, должны показать не меньшие, а, пожалуй, даже большие результаты, чем те люди, которых я перечислил выше. То есть люди, рождённые в каких-нибудь советских 50-х годах (апофеоз «советской» науки), отучившиеся в 60-х в советских средних школах и получившие высшее образование в советских ВУЗах в 70-х, должны были бы показать всему миру нечто новое неординарное. Ну и где эти новые Курчатовы, Келдыши, Капицы, Ландау, Туполевы, Королёвы, Лебедевы, Ершовы? Нету их почему-то.
То есть на самом деле любой непредвзятый человек может увидеть, что взрыв научной и конструкторской мысли в СССР базировался на людях, основу своего образования получивших в царское время или, во всяком случае, обучавшимся у царских специалистов. Их дело продолжали их ученики, но по мере ухода из жизни первых и вторых, т.н. «советская наука и техника» становятся всё более и более унылой. В 80-е года XX века и советская наука, и советская конструкторская мысль уже мало кого поражает и плеядами имён мирового уровня похвастаться не может. То есть советская система обучения по любому показала себя более ущербной, чем система обучения «лапотной» царской России. Академиков-то в 80-е было как кур нерезаных, но вот только чем обогатили науку эти академики – вопрос открытый.
Таким образом можно утверждать, что тот научно-конструкторский прорыв, который характеризовал СССР 30-60-х годов, стал возможен не благодаря, а вопреки советской системе. Вопреки уродующей души и мозги людей советской власти творили Ландау, Туполев, Иоффе, Ляпунов, Рамеев, Королёв. Конечно, ряд этих людей благодаря военным амбициям коммунистов в какие-то моменты получали в свои руки колоссальные человеческие и материальные ресурсы, однако только совсем уж зарвавшийся коммунистический агитатор может утверждать, что такие люди, как Капица, Ландау или Курчатов в другой политической и экономической системе организации жизни, не смогли бы достигнуть результатов мирового уровня.
Наука не бывает советской или капиталистической, или царской. Наука – это мысль, идея и беспрепятственный обмен этими идеями. Поэтому до 1917 года российская наука была полноценной составляющей европейской науки. Например, Попов и Маркони были составной частью единой науки, пусть и с национальным колоритом. А когда большевики решили создать какую-то отдельную «советскую науку», то первоначально показалось, что опыт удался, поскольку во имя развития военных отраслей большевики в самом деле вложили очень много средств в научно-техническое развитие некоторых отраслей (в ущерб многим другим). Однако изолированность «советской науки» неминуемо вела к регрессу и застою, явным красноречивым свидетельством чего явился факт исчезновения русского языка, как второго обязательного языка для учёных мира на международных симпозиумах. И это случилось уже в 70-е годы XX века. Мировая наука перестала говорить на русском языке, поскольку ничего интересного уже от «советской науки» не ожидала. Времена воспитанных в царских гимназиях Иоффе, Ландау и Курчатовых закончились, когда начались времена рядовых «советских учёных», взращённых в советской системе образования.
germanych
Источник: germanych.livejournal.com