Авиационно-космический салон МАКС-2015 обещает стать площадкой для заключения контрактов, которые с недавних пор невозможно подписать в Европе. Напомню, в этом году министерство обороны России ограничило размеры делегации на авиасалоне в Фарнборо. А англичане вообще решили не зазывать к себе на выставки российские компании.
У желающих оценить преимущества российской военной техники осталось не так-то много вариантов, а самый правильный, естественно, — ехать за нашей техникой непосредственно в Россию.
В этот момент обычно появляются разнообразные скептики, которые берутся утверждать, будто никому российская техника не нужна, никто в Европе ее не купит, а весь МАКС — не более чем показуха, призванная скрыть хищения в особо крупных размерах.
С одной стороны, уже первый день выставки показал, что у российских и европейских компаний есть направления для тесного сотрудничества. Так, например, французская фирма “Airbus Defence and Space” заключила с нашим АО “Российские космические системы” договор на совместное производство оборудования для спутников.
С другой стороны, здравое зерно в этом утверждении все же есть. В Европе действительно хватает собственных производителей боевых самолетов. Правда, многие предпочитают не загружать заказами европейские авиационные заводы, а обратиться к проверенному поставщику с того берега Атлантического океана.
Так, например, Великобритания, несмотря на довольно развитое авиастроение, заказала в Соединенных Штатах 14 истребителей пятого поколения F-35B Lightning II с укороченным взлетом для комплектования нового авианосца “Queen Elizabeth”. Стоимость контракта оценивается в 3,9 миллиарда долларов США. Это почти по 280 миллионов за самолет. А всего контракт подразумевает закупку 48 истребителей, поскольку за первым авианосцем следует второй: “Prince of Wales”.
Поставка первых четырех самолетов должна произойти в 2016 году, а остальных десяти в 2018-м. Когда будет выполнен весь контракт – неизвестно. Как, впрочем, неизвестно, потянет ли Британия астрономическую стоимость этих самолетов.
Но выхода у англичан нет, они связаны жесткими правилами НАТО, которые не позволяют использовать вооружения и технику, не отвечающие стандартам блока. Естественно, продукция российского ОПК этим стандартам соответствовать не будет, пока американцы в состоянии обещать производить все заказанное.
Но на что тогда надеяться нашим производителям? Ведь, кроме США и Великобритании, в Североатлантическом Альянсе состоит почти вся Европа. Для ответа на этот вопрос достаточно взглянуть на диаграмму, отображающую количество самолетов в составе ВВС разных стран.
Как мы видим, в первую десятку входят Соединенные Штаты, на долю которых приходится почти 27% от всего парка военных самолетов мира. За США со значительным отрывом идет Россия. А дальше следуют восемь стран, из которых только Франция и Турция входят в состав Европы. Причем французы практически полностью обеспечивают свои потребности в боевых самолетах собственными силами. Иностранные машины во французских ВВС представлены только среди транспортных и специальных самолетов. При этом именно французы стали нашими партнерами в соглашении, о котором было сказано выше.
Таким образом, становится понятно, что европейский рынок не столько закрыт для России, сколько отсутствует как таковой. Зато наши самолеты весьма востребованы в странах Азии и на Ближнем Востоке.
Посмотрим на другую диаграмму:
Она демонстрирует количество самых популярных боевых самолетов в армиях планеты. Вполне ожидаемо лидирующие позиции занимают самолеты американского производства. Однако здесь отставание России значительно меньше. Если в общем количестве крылатых машин наша доля всего около 6% против 27% у американцев, то здесь цифры уже 19% и 28% соответственно. Это свидетельствует о регулярной продаже российских самолетов за рубеж. В то же время значительная часть американских самолетов состоит на вооружении непосредственно армии США.
Схожая ситуация по боевым и военно-транспортным вертолетам. Соединенные Штаты обладают 30,6% от общего парка военных винтокрылых машин, а доля вертолетов американского происхождения в армиях всех стран примерно 41%. В то же время российские машины занимают 17% мирового парка военных вертолетов, а непосредственно в нашей армии числится всего 5,6%. Нетрудно заметить, что доля проданных на сторону военных вертолетов от общего количества у России и США почти равная.
Остается только посмотреть, какие страны из числа основных держателей военных самолетов и вертолетов располагают заметными авиастроительными мощностями. США и Россия – понятное дело. Еще Франция, Китай, Италия, частично Индия и с большой натяжкой Япония. Причем Япония из-за ограничений, наложенных по итогам Второй мировой, несколько отстает в производстве военной техники, а Индия занимается в основном отверточной сборкой из импортных машинокомплектов.
Но даже Китай, который обеспечивает себя боевыми самолетами на 89%, закупает и планирует закупать в России самые передовые машины. Так, в рамках авиасалона МАКС-2015 главное интригой было то, завершится ли длительная история с контрактом на поставку КНР 24 истребителей Су-35С. На сегодняшний день новостей об этом в СМИ не поступало, но можно быть уверенным, что после непосредственной демонстрации возможностей наших самолетов шансы на то, что контракт будет заключен уже в ходе визита Владимира Путина в Китай 2-3 сентября, значительно возрастают.
Таким образом, основным покупателем отечественной военной авиатехники останутся азиатские страны. Причем, судя по большому количеству российских машин в армиях других государств, велик потенциал рынка запчастей и модификаций.
Совсем недавно немало шума в интернете наделала фраза американского военного аналитика Пьера Спрея о том, что F-35 потерпит неминуемое поражение даже от старичка МиГ-21. В этой фразе, конечно, изрядная доля эпатажа. Однако, учитывая возможности модификации этого сверхзвукового хита истребительной авиации и количество оставшихся в строю «двадцать первых», можно уверенно предположить, что нас ожидают новые и новые контракты на осовременивание этих славных боевых машин.
Сергей Черкасов
Источник: cont.ws