Почему Иран отказался от “синицы в руках”

By admin Jun 8, 2015

Два факта… Точнее, даже три. Факт первый: Иран не собирается строить газопровод в Европу. По крайней мере, пока. Факт второй: в Македонии, похоже, затевается свой «заевропейский» майдан. Ну и факт третий: Германия намерена возобновить поставки труб для строительства «Южного (теперь уже турецкого) потока».

Факты эти, на первый взгляд, никак между собой не связаны. А вот всё-таки обнаруживаются некоторые закономерности.

Исламская республика уже не первый год находится под санкциями, справляться с которыми ей куда труднее, чем России. И вдруг со стороны США и прочего Запада поступает предложение, от которого вроде бы очень трудно отказаться: а давайте-ка снимем с Ирана санкции и позволим оному Ирану продавать природный газ в Европу по трубопроводу «Набукко»…

Иран вроде бы сразу много своих проблем сможет решить. Надо соглашаться.

Но – нет: Иран от участия в трубопроводном бизнесе отказался (ну, разве что когда-нибудь в будущем) и предложил жаждущим иранского природного газа европейцам покупать у Исламской республики оный газ в сжиженном виде, построив для этого в Иране соответствующий завод своими силами. Инвестиции в такой проект, конечно, потребуются солидные, да и газ получится дорогой, но наземной трубы иранцам сейчас все равно не надо. Даже в обмен на снятие санкций.

С чего вдруг Иран решил отказаться от синицы в руке ради журавля в небе?

А с того, что как раз за пару дней до иранского ответа мировые СМИ разнесли радостную весть о том, что в Македонии затевается демократический майдан. И чем дальше, тем больше возникает проблем с газотранспортной системой – как для России, так и для Европы. Причём, проблемы эти приобретают такой размер, что европейцы уже готовы по-тихому забыть про санкции и начать поставлять трубы для строительства экс-«Южного» (турецкого) потока.

Характерно, что стоимость такого строительства будет в разы выше полной модернизации украинской трубопроводной системы, но европейцев расходы уже не смущают: пусть даже и дороже выйдет – наплевать, лишь бы безопасно.
Но безопасность «черноморско-турецкой» трубы – штука относительная; значительный участок газопровода должен пройти по черноморскому глубоководью. То есть там, где вода представляет собой раствор сероводорода, т.е. среду агрессивную.

Однако химическая агрессивность водного раствора сероводорода для европейцев уже сейчас представляется, судя по всему, проблемой меньшей, чем майданно-политическая наземная активность балканских оппозиционеров. Да и не только балканских. Перспектива сваливания Украины в хаос и гиперинфляцию европейцы тоже рассматривают как вполне реальную. А где хаос, там уж не до газопроводов… Так что пусть уж лучше труба, альтернативная украинской, на дне морском полежит – там она целее будет.

А если так рассуждают европейцы, то почему бы точно так же не рассуждать иранцам? Вот не удивительно будет, если со временем Иран тоже присоединится к «Турецкому потоку», проложив и свою трубу по дну Каспийского моря. Это, конечно, дальше, чем через Азербайджан и Турцию, зато спокойнее: в России нет ни курдских партизан, ни отмороженных исламистов…

А ведь было время золотое, когда и с сухопутными газопроводами проблем не было, поскольку был СССР.

Но СССР больше нет, и накладные расходы, связанные с транспортировкой энергоносителей, для европейских партнеров выросли в разы и продолжают расти. И никакие сказки про «сланцевую революцию» уже не спасают, поскольку сия революция оказалась-таки пропагандистским пузырём, раздутым в своё время исключительно для давления на «Газпром». Однако «Газпром» на крики о «сланцевой революции» не купился, в «сланцевые технологии» средства вбухивать не стал, и вот результат: собирается стричь купоны именно с безопасности своих подводных труб.

Однако продуктивными оказались европейские вложения, сделанные когда-то в развал СССР…

Александр Суровцев

Источник: narpolit.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply