Вечером 2 июня на специально созванной пресс-конференции в Цюрихе только что переизбранный президентом Международной ассоциаций федераций футбола (ФИФА) 79-летний гражданин Швейцарии Йозеф Блаттер заявил о том, что уходит со своего поста.
«Выборы закончились, но вызовы не закончились. ФИФА требуется изменение структуры. Делегаты конференции ФИФА оказали мне доверие, но это сделали не все. Поэтому я прошу созвать специальный конгресс в самое ближайшее время, чтобы выбрать моего преемника», — заявил он, отказавшись от каких-либо комментариев по данному поводу. Впоследствии стало известно, что упомянутый конгресс ФИФА может состояться в период с декабря 2015 по март 2016 года, а до этого времени Блаттер по-прежнему будет исполнять обязанности главы мирового футбола.
Стоит напомнить, что на выборах 29 мая за пятый срок Блаттера в первом туре выборов проголосовали представители 133 национальных федераций, еще 73 отдали свои голоса вице-президенту ФИФА иорданскому принцу Али бин Аль-Хусейну, который, в отличие от еще двух кандидатов, знаменитого в прошлом португальского футболиста Луиша Фигу и главы Королевского футбольного союза Нидерландов Михаэла ван Прага, не снял своей кандидатуры и тем самым обеспечил переизбрание Блаттера. Для победы в первом туре Блаттеру не хватило всего семи голосов, но второй тур не состоялся из-за отказа Али бин Аль-Хусейна в нем участвовать.
Все эти события происходили на фоне громкого скандала с арестом в Цюрихе 27 мая семерых высокопоставленных функционеров ФИФА по обвинению в коррупции со стороны американского министерства юстиции. Сразу после этого против Блаттера развернулась настоящая информационная война, где «отметились» не только футбольные функционеры, но и высокопоставленные политики со всего мира — прежде всего, из США и Европы. Учитывая, что коррупция в «большом спорте» и «большом футболе» была всегда, а Блаттера незадолго перед этим высокопоставленные официальные лица США призывали лишить Россию в связи с украинским конфликтом права проведения чемпионата мира 2018 года, но получили твердый отказ, политическая подоплека данной кампании ни для кого не была особой тайной.
Как и тот факт, что «вызов Блаттера» «вашингтонский обком» воспринял как опасный прецедент противодействия своему «глобальному лидерству». Отступить здесь американцы попросту не могли, а потому у них не было иного выбора, кроме как «дожать» действующего президента ФИФА. И, судя по всему, его «дожали». Как, при помощи каких «аргументов» это произошло — видимо, прояснится нескоро, если вообще прояснится. Но для тех, кто поддерживал Блаттера, его заявление прозвучало буквально громом среди ясного неба.
«Три дня назад у Блаттера и в мыслях не было никакого ухода из ФИФА. Все разговоры о том, что он оставил свой пост, чтобы не было раскола, — ерунда… У меня складывается ощущение, что появились некие новые обстоятельства, которые вынудили Блаттера принять такое решение. Давление со стороны? Остается только фантазировать, сам он об этом не сказал, а то, что он говорил на пресс-конференции, — неискренне», — заявил почетный председатель Российского футбольного союза и многолетний (1980-1996) вице-президент ФИФА Вячеслав Колосков.
Давление было, и неслабое. Главный футбольный оппонент Блаттера, президент европейского союза футбольных ассоциаций (УЕФА) Мишель Платини выступил с инициативой выхода из ФИФА и проведения «альтернативного» чемпионата мира, а ряд национальных федераций ЕС объявили о готовности бойкотировать ЧМ-2018 в России, если Блаттер останется на посту. Но весь этот потенциальный «бунт на корабле мирового футбола» вряд ли мог иметь шансы на успех без поддержки большой политики и стоящих за ней больших денег.
О том, что большой спорт – это большой бизнес, известно всем. А популярный тезис о том, что спорт стоит или должен стоять вне политики, — не более чем слова, слова, слова… В годы Первой и Второй мировых войн крупные международные спортивные состязания, как известно, не проводились, а историю Летних Олимпийских игр 1980 года в Москве и 1984 года в Лос-Анджелесе с бойкотами вообще стала хрестоматийной. Так что нынешний скандал в благородном футбольном семействе можно считать — наряду с гражданской войной на Украине — одним из следствий того конфликта, который сотрясает весь современный мир. И этот конфликт связан с глобальным системным кризисом, в ходе которого происходит неизбежная «смена лидера». В данном случае — Соединенных Штатов Америки, которые после краха Советского Союза почти четверть века были единственной сверхдержавой «однополярного мира» в форме «империи доллара».
Сегодня они этот статус теряют — прежде всего, под напором Китая. Исход этой схватки во многом зависел и зависит от того, на чьей стороне окажется Россия. После 1991 года лидеры США рассматривали нашу страну как трофей «холодной войны». С приходом к власти Путина стало ясно, что это не совсем так и даже совсем не так. И все попытки «вашингтонского обкома» добиться от Кремля беспрекословного послушания ельцинских времен неизменно давали обратный эффект. Дело закончилось оформлением китайско-российского стратегического союза в дни празднования 70-летия Победы над гитлеровским Третьим рейхом. После чего перед американцами во весь рост встала перспектива «похищения Европы» — не мифологического, а политического. То есть присоединения ЕС во главе с Германией к новому «центру силы».
То, что для противодействия этому сценарию задействуются футбольные скандалы, целью которых является уже не столько «наказание России», сколько объединение и сплочение Европы вокруг США, свидетельствует вовсе не о «блестящей игре» американских политиков, а об утрате ими геостратегической инициативы. «Дожать» Блаттера им каким-то образом удалось, но темп они потеряли даже здесь. Многоопытный футбольный функционер, возглавляющий ФИФА с 1998 года, взял для себя паузу-передышку длиной минимум в шесть, а максимум в девять месяцев. Срок, более чем достаточный для переговоров, компромиссов и решения любых вопросов. Особенно в нынешних условиях, когда события развиваются стремительно, и на счету не то, что каждая неделя, а каждый день, — вспомним знаменитую притчу о Ходже Насреддине, который пообещал падишаху за десять лет научить ишака говорить, а на недоуменные вопросы отвечавший, что за этот срок или ишак подохнет, или падишах.
Вряд ли Йозеф «Зепп» Блаттер знаком с этой жемчужиной восточной мудрости, но повел он себя в полном соответствии с нею. В результате из потенциального обвиняемого на скамье подсудимых он окончательно превратился в высокую сторону мирных переговоров, с чем его можно только поздравить.
Олег Щукин
Источник: riafan.ru