От “почил на лаврах” до “канул в лету”

By admin Apr 1, 2015

Нередко в бизнесе или жизни мы видим людей и организации, которые в свое время сильно отличились, стали лидерами производства, инноваций или рынка, но решили почить на лаврах. История учит нас, что итог тут только один – смерть. Не обязательно физическая, но такое тоже случалось. Почему это происходит и как этого избежать.

«Первый» и «лучший» или компания IBM.

Эту компанию мало кто знает из молодежи. Точнее они про нее слышали, и знают что это как-то связано с компьютерами, но если человек не работает системным администратором, то, скорее всего, в его представлении это какая-то компания из прошлого. При том, что свой первый электронный вычислитель основатель этой компании собрал еще в 1890 году! Аппарат помог обработать перепись населения США всего за год. Сегодня этот срок может показаться огромным, но предыдущая перепись населения 1880 года проводилась 8 лет. Так что разница была очевидна.

Конечно, устройство было далеко от сегодняшнего представления о компьютерах, да и компания изначально называлась по-другому – CTR (Computing Tabulating Recording). Но много лет основным профилем компании были перфокарты и табуляторы – электромеханические машины, предназначенные для автоматической обработки числовой и буквенной информации, записанной на перфокартах. Свое название International Business Machines (IBM) компания приобрела только в 1924 году после выхода на канадский рынок.

Первое устройство, которое можно причислить к компьютерам, было разработано IBM в 1943 году. Назывался аппарат «Mark I» и весил всего лишь около 4,5 тонн.

Первый ламповый компьютер, который весил уже значительно меньше, компания выпустила в 1952, в 1959 стала производить компьютеры на транзисторах, что позволило ей выйти на иной уровень надежности. В результате IBM стала поставлять аппаратуру ВВС США для обеспечения работы системы ПВО, что стало очень крупным и важным заказом для компании.

Вообще этой компании принадлежит огромное количество инноваций и разработок, которые в свое время буквально перевернули представление о компьютерных технологиях. Первое совместимое семейство компьютеров в 1964, из которых можно было сложить самые разные по мощности серверы. Гибкий диск как стандарт записи и хранения информации в1971; первый персональный компьютер в 1981 году с ОС DOS; мини-компьютер (ну по тем временам) AS/400 в 1984, где были использованы разъемы для мыши и клавиатуры, до сих пор устанавливаемые на компьютеры.

Так почему сегодня об этой компании знают только профессионалы? Потому что в 80-х компания расслабилась и это позволило конкурентам ее обойти. Когда в начале 80-х Стив Джобс заявил что IBM, будучи монополистом на рынке ничего не делает для развития технологий, он был не совсем прав. По большому счету это был хитрый PR ход, позволивший Apple стать известной на фоне «борьбы» с IBM. Если бы не изобретенная XEROX мышь и графическое управление компьютером (известное сегодня как рабочий стол), Macintosh не стал бы столь революционным продуктом.

Но факт остается фактом – доведя продажи персональных компьютеров до 5 миллиардов долларов и став лидером этого нового сегмента рынка, IBM расслабились и даже не запатентовали свои основные новшества. А Стив Джобс буквально рыл землю в поисках рабочей идеи, которая могла бы стать трамплином для Apple, и нашел разработки XEROX, которые руководство компании посчитало «не заслуживающими внимания», потом выкупил их за копейки и довел до ума. В результате, лидерство IBM было упущено, а последующий выход Windows 3,0 и множество конкурентов, окончательно вытеснили с него старого игрока.

Если бы IBM не сидела так прочно на рынке серверов и не сосредоточилась бы на программных продуктах для корпоративного рынка и консалтинге, вполне возможно, что сегодня ее не существовало бы вовсе.

Фанатам Apple не стоит сильно обольщаться – с Apple сегодня происходит то же самое. Весь мир ждал презентации «умных часов» как события, которое перевернет представление о подобных гаджетах. Так же, как когда-то iPhone перевернул представление о смартфонах, а iPad о планшетных компьютерах (которые тогда назвали КПК). Но увидели мы другое. Мы увидели совершенно ненужный продукт, которые принципиально ничем кроме дизайна не отличается от конкурентов. Еще мы увидели, что после iPad компания не выпустила ни одного инновационного продукта, и кроликов в шляпе уже не осталось.

Нечто похожее произошло с автомобильной компанией «Plymouth» – самостоятельным подразделением компании Крайслер. Первый автомобиль этой компании сошел с конвейера в 1928 году и был серьезным конкурентом для Ford и Chevrolet, так как при схожей цене, был более совершенным технологически. Машины в целом славились своей надежностью и добротностью, в результате чего к 1934 году с конвейера сошел 1 миллион автомобилей марки.

После войны Плимут и вовсе вырвался на второе место по продажам в США. Изголодавшиеся за время войны по новым автомобилям американцы буквально набросились на автосалоны, и тут хорошая репутация машины как надежной, вместительной, добротной и не дорогой сделала свое дело.

И тут компания расслабилась. Руководство решило, что почти добралось до «Форд» и осталось только подождать, пока судьба выведет их на первое место.

Но этого не произошло. Утолив свой голод, американцы захотели чего-то нового. Им уже не хотелось добротности и надежности – они хотели скорости и мощи! И тут 4-х цилиндровые двигатели вкупе тяжелыми кузовами машин играли не в пользу Плимута. Вплоть до 54 года компания стала синонимом автомобилей для пенсионеров и такси. Последнее, надо думать, спасло ее от страшного провала и позволило удержаться на 5-м месте в своем сегменте рынка.

Смена руководства компании в 1955 и кардинальные изменения в дизайне автомобилей несколько исправили ситуацию, но это уже было начало конца. Относительно не плохие продажи случились еще в конце 60-х годов, когда компания выпустила модный на тот момент «Масл Кар». Но дальнейшие попытки реабилитировать компанию ни к чему не привели. Последние 20 лет своего существования компания просто выпускала под своей маркой автомобили других производителей, и в 2001 году прекратила свое существование.

Еще один интересный пример – Римская Империя. Эта империя не только охватила огромные территории, но и была сосредоточением науки, дипломатии и культуры. Римские дороги до сих пор известны во всем мире, а водопровод и канализацию римляне использовали еще до наступления нашей эры, в то время как в остальной Европе они появились лишь в XII веке.

Подобных примеров много. Их можно наблюдать в любой компании на примере отдельных людей. Циклы взлета и падения меньше, и потому не столь заметны, но суть от этого не меняется. Иногда человеку или компании удается развернуть падение и снова оказаться на вершине – как было со Стивом Джобсом. Но это скорее исключение, потому что лететь вниз гораздо проще, чем карабкаться вверх.

Причина, по которой это происходит – это незнание или игнорирование одного из основных законов этой вселенной. Разные люди говорили о нем по-разному, но наиболее четко его сформулировал философ ХХ века Рон Хаббард «В этой вселенной у вас не может быть состояния, в котором нет ни увеличения, ни уменьшения – совершенно стабильного состояния. Ничего подобного не существует во всей этой вселенной, ни в одном ее уголке».

Голливудские фильмы, особенно 80-х и 90-х годов, постарались вбить в голову людям одну крайне ложную идею – будто можно что-то сделать (какой-то подвиг или аферу) и получить пожизненный почет, уважение, миллион долларов и красотку в придачу. Так вот это ложное данное. Во-первых, вы не можете получить пожизненный почет и уважение один раз и на всю жизнь. Если только вы не Юрий Гагарин, и государство не вкладывает в ваш PR огромные ресурсы. В противном случае, почет и уважение исчезнут в довольно близком будущем.

Красотку и миллион долларов урвать можно, но беда в том, что если ничего не делать, то красотка со временем либо перестанет быть красоткой, либо найдет кого-то другого. Тут за примерами далеко ходить не надо. Да и миллион очень скоро перестанет быть миллионом. Даже если его не тратить – миллион долларов в 1990 году и в 2015 это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».

Самое опасное состояние, это не когда тяжело и на улице кризис. Самое опасное состояние – изобилие и успех. Потому что ошибки в такой момент приводят к очень печальным последствиям. Вот и получается, что от «почил на лаврах» до «канул в лету» примерно столько же, сколько от любви до ненависти…

Таким образом, только постоянное движение вверх способно уберечь от быстрого и стремительного полета к подножью Олимпа.

Артём Кузнецов

Источник: ekb.dk.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply