Насколько безопасно чувствуют себя евреи в Германии

By admin Jan 24, 2016

 Могут ли евреи все еще чувствовать себя в безопасности в Германии? Во многих общинах растет беспокойство в связи с набирающим силу антисемитизмом со стороны беженцев из арабских стран.

Лена Штайн (Lena Stein) закуривает сигарету, прежде чем заговорить. На вопрос: “Чувствуете ли вы себя, как еврейка, все еще в безопасности в Германии?” студентка из Франкфурта-на-Майне отвечает: “Я не могу так просто сказать да или нет”, и выпускает облако сигаретного дыма в морозный зимний воздух. “Это слишком сложная тема”, – добавляет она.

Юлиан-Хаим Суссан (Julian-Chaim Soussan) говорит, что он часто поглядывает через плечо – на всякий случай – когда идет по улице. “Это несмотря на то, что по сравнению с другими европейскими странами Германия – одна из самых безопасных, – объясняет он. – Политика здесь также крайне осторожна и не допускает возникновения антисемитизма”. Тем не менее, до него тоже доходят разговоры и сомнения о том, могут ли евреи и дальше чувствовать себя здесь в безопасности.

Страх перед исламскими фундаменталистами

Суссан – раввин во Франкфурте-на-Майне, еврейская община которого – около 7000 человек – одна из четырех крупнейших в Германии. Еврейский детский сад, школа, молодежный центр, спортивный клуб, кладбище – все это является такой же неотъемлемой частью города, как и учреждения других конфессий. “Франкфурт – мультикультурный город, мне кажется, здесь каждый живет на свой фасон, однако в то же время мы все живем вместе”, – описывает Суссан свое ощущение о городе с населением около 700 000 человек. “Здесь мы получаем поддержку и защиту”, – отмечает раввин. Тем не менее сам он часто внимательно оглядывается по сторонам, “в особенности во время прогулок с семьей и когда я нашу кипу”. Причем, подчеркивает Суссан, в настоящее время он опасается не столько правых экстремистов, сколько “исламских фундаменталистов”.

То, что подобные страхи вовсе не безосновательны, подтверждает случай в Марселе, на юге Франции, где недавно на улице ножом был ранен преподаватель еврейской школы. Нападавшие заявили, что они поддерживают террористическую организацию “Исламское государство”, говорится в сообщениях СМИ. На еврейского учителя напали три человека, выкрикивавшие антисемитские лозунги.

Раввин из Франкфурта, безусловно, беспокоится, что молодые мусульмане могут начать радикализироваться и в Германии, несмотря на то, что в целом он доброжелательно и открыто относится к мигрантам. “Мы действительно столкнулись с дилеммой”, – поясняет раввин.

С одной стороны, “первоочередная задача для нас – это предоставить людям, которые бегут от войны и террора, убежище, крышу над головой, – подчеркивает Суссан и добавляет. – Мы, евреи, за нашу историю не раз оказывались в ситуации беженцев, поэтому мы знаем, каково это”. В то же время он хорошо может понять тех, кто с опаской и осторожностью смотрит на прибывающих в Германию беженцев. “Некоторые из них выросли в среде, где в Израиле и евреях принято видеть врагов”, – добавляет Суссан. И ситуация, безусловно, не станет проще от того, что в страну будут прибывать люди с радикальными взглядами, полагает раввин. С его точки зрения, в этом случае главная задача общества – это побудить таких мигрантов принять позицию большинства населения страны, которые радикалами не являются.

Раввин из Оффенбаха Мендель Гуревич (Mendel Gurewitz) рассказывает, что он и его сыновья практически каждый день сталкиваются на улице с враждебностью со стороны арабской молодежи. “Это правильно, что мы принимаем беженцев, – говорит раввин. – Однако мы не задумывались о том, что они приезжают из стран, где дети воспитываются в духе антисемитизма. К этому мы были не готовы”. По мнению Гуревича, одной интеграции недостаточно, чтобы побороть подобные предрассудки. “Нужно донести до этих людей, что в Германии нет места антисемитизму”, – подчеркивает он.

Того же мнения придерживается и Даниэль Нойман (Daniel Neumann), исполнительный директор еврейской общины города Дармштадт. “Наш моральный долг – помочь людям, которые бегут из своей страны”, – говорит он. Хотя Нойман вовсе не исключает, что это в свою очередь может привести к проблемам для евреев, живущих в Германии и других европейских странах, ведь “так быстро избавить людей от радикальных идей не получится”. Но еще больше его беспокоит то, что радикалы из арабских стран могут объединиться с уже существующими здесь ультраправыми группами. “Опыт показывает, что это вполне возможно, – говорит Нойман. – Ведь у них есть нечто общее: предрассудки и ненависть по отношению к евреям”.

Повод для беспокойства

В то, что именно беженцы могут стать угрозой безопасности евреев в Германии, студентка Лена Штайн не верит: “В конце концов, эти люди сами бегут от войны и террора, они тоже хотят жить в мире и спокойствии, а не в ситуации постоянного давления со стороны фундаменталистов”. По крайней мере прогуливаясь по улицам Франкфурта-на-Майне Лена не чувствует себя в опасности. Но в то же время она подмечает: “Все-таки у меня на лбу не написано, что я еврейка”. Эту же мысль повторяет и Даниэль Нойман: “До тех пор, пока по нам не видно сразу, что мы евреи, страха у нас нет, лишь смутное беспокойство”.

Лена Штайн считает, что нет повода бояться и находясь в еврейских учреждениях: “Все они очень хорошо охраняются, там чувствуешь себя в полной безопасности”, и в то же время добавляет, что лучше все же не провоцировать лишний раз. На вопрос, должны ли евреи носить кипу на улице, она отвечает отрицательно – по мнению студентки, это может подтолкнуть радикалов к нападению на человека.

Юлиан-Хаим Суссан думает иначе: “Мы живем в Германии, в свободной стране”. Сам он носит кипу постоянно, и полагает, что картина еврея, идущего по улице, вполне вписывается в нормальный образ города. Так же как и хиджаб? “Точно так же, как и хиджаб”, – подтверждает раввин.

Источник: dw.com

By admin

Related Post

Leave a Reply