Готовы ли белорусы к урокам о религии в школах?

By admin Nov 18, 2015

В белорусских школах считают возможным введение религиоведения, но только в качестве факультатива. При этом как школьники, так и педагоги самыми известными религиями называют буддизм и ислам. Эти данные приведены в монографии «Знания о религиях в школах Беларуси. Состояние и перспективы», которая вышла в издательском центре БГУ в октябре 2015 года.

В Свято-Елисаветинском монастыре в Минске, 2013 год. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Авторы монографии — Светлана Карасева, кандидат философских наук, доцент, иЕлена Шкурова, кандидат социологических наук, доцент. Они представляют инициативную группу Центра религиоведческих исследований факультета философии и социальных наук БГУ.

В основе работы лежит первое в Беларуси социологическое исследование условий включения знаний о религии в школьную программу, которое проводили среди старшеклассников, их родителей и педагогов в Минске в 2011—2014 годах.

Результаты исследования показали, что респонденты не возражают против введения знаний о религии, если они будут носить светский характер, изучаться по выбору, рассказывать о разных религиозных традициях. Опрошенные педагоги отмечают, что если предмет о религии введут в обязательном порядке, лучше, чтоб его преподавали на всех ступенях школы и обязательно — подготовленные специалисты.

Специалисты опросили 483 старшеклассника (9−11 классы) Минска и 436 родителей. Большинство школьников самыми известными религиями назвали буддизм, ислам, католицизм, христианство и православие, их родители — христианство, ислам, католицизм, буддизм и православие.

Мусульманская община, Минск. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

При этом как школьники, так и родители в своем большинстве склоняются к тому, что знания о религии нужно изучать в школе по выбору. За это высказались 79,9% школьников и 79% опрошенных родителей.

Если бы в школах ввели факультатив о религии, то большинство опрошенных школьников, а это 59,3% посетили бы несколько уроков и потом решили, продолжать ли обучение. Со своей стороны 66,5% опрошенных родителей сказали, что записали бы ребенка на факультатив, но не настаивали бы на его посещении.

Большинство (26,7%) старшеклассников заинтересовали бы необычные факты из истории религий. При этом 19% сказали, что им было бы интересно изучить влияние религий на образ жизни людей, а 16,7% – суть различных религий в их сравнении друг с другом.

Белорусы, практикующие буддизм. Минск, 2 013 год. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY


В то время как 24,6% высказавшихся родителей считают, что факультатив по религии должен содержать информацию о разных религиях, 24,4% отражать суть различных религий в их сравнении друг с другом.

Опрос 500 педагогов минских школ, гимназий и лицеев показал, что самыми известными в этой среде религиями являются ислам (20,6%) и буддизм (18,3%). Христианство назвали 14,9% респондентов, иудаизм — 12,5%, католицизм — 10,2% а православие — 8,9%, протестантизм — 3,9%, индуизм — 3,6%, конфуцианство — 2,7%, синтоизм — 1,9%, даосизм — 1,5%, язычество — 0,5%, зороастризм — 0,4%.

Во время католической литургии в Будславе, где ежегодно собираются паломники со всей Беларуси, 2013 год. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Как указано в монографии, в ответах учителей отражены традиционные для Беларуси или представленные в средствах массовой информации конфессии.

Более 50% педагогов считают, что в школах не готовы к введению курса о религии: 45,5% указывают, что система образования к этому скорее не готова, 8,7% – что не готова абсолютно. При этом затруднились ответить 26%, 19,3% говорят о некоторой степени готовности системы общего среднего образования, считают полностью готовой — 0,6%.

Более 70% педагогов считают оптимальной формой курса о религии — факультативную. То есть 51,6% готовы предоставить право выбора родителям и 27,1% считают, что выбирать должны сами ученики. 14,4% педагогов полагают, что курс должен преподаваться обязательно, и 6,9% считает, что преподавать его не следует вообще.

Учителя считают, что для введения курса о религии нужны программа, утвержденная Министерством образования (21,5%), профессиональная переподготовка для преподавания курса (20,9%), желание учителей обучать курсу (20,5%), одобренные Минобразования учебники по курсу (18%), утвержденные методические рекомендации (14,7%), готовность общества и системы образования к восприятию такой информации (2,6), ничего не надо (0,7%), готовность религиозных организаций (священнослужителей) к ведению курса (0,1%), наличие квалифицированных специалистов (0,8%).

В воскресной школе Минского прихода в честь иконы Божьей Матери, Минск, 2 014 год. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

По мнению 51,1% опрошенных педагогов, преподавать курс о религии в школе должен священнослужитель с педагогическим образованием, а на взгляд 30,9% респондентов — педагог с теологическим образованием.

Большинство учителей считают, что религиоведение в школе разовьет нравственные качества учащихся (62,4%).

Монография «Знания о религиях в школах Беларуси. Состояние и перспективы» издана тиражом 150 экземпляров.

Информационно-аналитический центр при Администрации президента в 2012 году констатировал, что абсолютное большинство населения Беларуси (94,5%) относит себя к различным конфессиям: православной (83%), католической (10%), другим — 1,5%. Не считают себя приверженцами религиозных конфессий 5,5% опрошенных во время исследований ИАЦ.

 

Источник: news.tut.by

By admin

Related Post

Leave a Reply