“Бюджет подкрался незаметно”

By admin Nov 18, 2015

Принятый в пятницу 13-го Госдумой в первом чтении бюджет на 2016 г. остался почти незамеченным публикой. Его скрыли от общественного внимания как парижские теракты, так и предшествовавшее им крушение самолёта в Египте. Даже хочется голосом Киселёва добавить: «Совпадение ? Не думаю…».

А ведь в бюджете на будущий год можно найти много интересного и важного для нашей жизни. Не зря парламентская «оппозиция» назвала этот документ «бюджетом выживания» и отыгрывала яростное, но неконструктивное с точки зрения правительства сопротивление.

Наиболее характерной и заметной для трудящихся особенностью нового бюджета является сокращение расходов на здравоохранение на 8%, а на образование — на 8,5%. Здесь надо понимать, что это номинальное сокращение финансирования, которое не учитывает инфляции. А по итогам 2015 г. она составит не менее 12,2%. Поэтому, по оценкам НИУ ВШЭ, в 2016 г. в реальном выражении расходы на образование сократятся по сравнению с 2012 г. на 14%, а на здравоохранение – почти на 20%.

В этих оценках учтены расходы бюджетов всех уровней, а не только государственного, который теперь «сбрасывает» траты на дошкольное и профессиональное образование на бюджеты регионов. Финансируемые из федерального бюджета расходы на высшее образование в следующем году в неизменных ценах составят всего 78% от уровня 2012 года. Нам шибко умные не нужны, правда?

Что же касается «оптимизации» медицины, то она уже дала свои плоды в 2014-2015 гг. в виде роста смертности. И чем дальше заходит «реформа», тем больше будет этих горьких плодов.

Зато пусть и не на уровень инфляции, но всё же вырастут затраты на чиновничий аппарат — расходы на государственное администрирование увеличатся на 4%. Так что расходы на гос. управление почти сравняются с суммарными расходами на образование, здравоохранение и культуру.

Хоть немного, на 1%, но поднялись расходы как на армию, так и на спецслужбы и полицию. Теперь на оборону будет выделяться 19,2% бюджета, а на «национальную безопасность» — 12,7%.

Как эффективно расходуются средства на оборону, мы прекрасно знаем по делу Васильевой. Насколько строго спрашивают за хищения — знаем по нему же. Не зря военный прокурор Фридинский 3 года назад заявил, что «каждый пятый рубль в оборонном заказе расхищается».

Отчасти возможность хищений обусловлена секретным и совсекретным характером расходов в военном бюджете. Впрочем, секретными будут аж 18,7% расходов всего федерального бюджета, и это касается не только силовых ведомств. Хотя сложившаяся практика засекречивания расходов федерального бюджета прямо противоречит статье 5 Закона «О государственной тайне», это никого не смущает — удобно же! Например, по статье «Жилищное хозяйство» 24,1% ассигнований засекречены. В следующем году даже в подразделе «Пенсионное обеспечение» появятся секретные расходы в размере 3225 млн руб. Видимо, какие-то особо секретные пенсионеры в стране народились.

Но вернёмся к расходам на оборону. Несмотря на сохранение огромного военного бюджета при сокращении важнейших социальных расходов, Геннадий Зюганов заявил, что «проект перечёркивает все майские указы президента, а также подрывает обороноспособность РФ«. Видимо, по его мнению, 3,9% ВВП тратить на оборону — это слишком мало, а политику «пушки вместо масла» российский империализм проводит недостаточно последовательно. К слову, бо́льшую долю ВВП тратят на армию только Саудовская Аравия и ОАЭ.

В целом расходы на гос. управление, оборону и безопасность составляют 39,2% расходов бюджета. Социальное государство, ага. Впрочем, правительство всё время подчёркивает, что наибольшая статья расходов (28%) — это как раз социальная поддержка населения и она выросла на 6%.

Звучит, конечно, красиво, вот только трудно этот объём расходов считать полноценным выполнением социальных обязательств. Ведь в следующем году индексация пенсий запланирована лишь на уровне 4%, тогда как только официальная инфляция в 2015 году, напомним, составит не менее 12,2%. Падение уровня жизни пенсионеров налицо.

Правда, предполагается по итогам первого полугодия с учётом реальных бюджетных возможностей провести вторую индексацию. Но это будет нескоро, ещё дожить надо, да и не известно, насколько поднимут и поднимут ли вообще. Работающим же пенсионерам вообще решили пенсии не индексировать. Заодно накопительную часть пенсии снова «заморозят».

Сильнее всего (13%) в новом бюджете вырастут затраты по статье «Национальная экономика». Причём рост обусловлен тем, что в расходы заложен резерв в 342 млрд руб. для реализации мероприятий, осуществляемых на основании отдельных решений Президента России. Т.е. дополнительные средства пойдут на субсидии бизнесу по решению Его Величества и, видимо, это будет бизнес, принадлежащий «правильным людям».

А вот по большинству подразделов раздела «Национальная экономика» расходы, как ни странно, снижаются. Например, расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики упадут почти вдвое.

С другими расходами на науку ситуация тоже безрадостная. Фундаментальные исследования будут финансироваться на 0,6% больше, что в условиях инфляции эквивалентно заметному сокращению. Более того, внутри статьи на фундаментальные исследования запланировано увеличение выплат членам государственных академий наук почти на миллиард рублей, а также расходов на инфраструктурные проекты. Таким образом, реальные расходы на проведение самих фундаментальных исследований сокращаются ещё сильнее.

Из прикладных исследований растёт только финансирование НИОКР военного назначения. А вот государственная программа «Развитие науки и технологий на 2013–2020 гг.», которая является основной в области финансирования гражданских НИОКР, урезается на 12,5%. И вправду, при таком отношении к образованию какая может быть в стране наука? Уж лучше эти деньги потратить на армию и полицию.

Нам уже не до науки, нам бы жильё сохранить в пригодном состоянии. А ведь расходы федерального бюджета на ЖКХ, ещё в 2012 г. составлявшие 1,8% его расходной части, сократились до микроскопических 0,5% — ещё на 38,9%. Результаты политики перекладывания «коммуналки» на плечи граждан налицо. И пусть состояние инфраструктуры критическое, а неплатежи принимают массовый характер — государство с себя обязанности сняло.

В общем, благодаря всем этим урезаниям расходы бюджета удалось вслед за доходами снизить до 16 трлн руб. — 20,5% ВВП. Но по мнению министра финансов Антона Силуанова и это слишком много: чтобы подтолкнуть экономику к росту, нужно ещё больше снизить государственные траты. По его логике, чем меньше средств будет перераспределяться через бюджет, тем больше их останется у предприятий. А уж «эффективные собственники» предприятий будут несомненно эффективно использовать эти деньги для инвестиций. Вот Минфин и старается, выдумывая, как бы сэкономить на трудящихся россиянах.

Например, в сентябре правительство утвердило постановление о «совершенствовании статистического учёта», в соответствии с которым рассчитываемый уровень средней зарплаты в регионах России снизится. Это позволяет уменьшить ассигнования на оплату труда педагогических, медицинских и социальных работников на общую сумму 34,2 млрд руб. при формальном выполнении «майских указов».

А Минтруд готовит отмену гарантированной выплаты пособий на детей, компенсаций за детский сад и других социальных выплат. Получать их смогут не все, а только особо «нуждающиеся». Кто «нуждающийся», а кто нет — будут решать региональные власти. А там ещё поди докажи, что ты «нуждающийся», побегай по инстанциям.

Теперь же Минфин предлагает бесплатную медицинскую помощь оставить только для детей, пенсионеров и инвалидов. Для работающего же населения могут быть введены нормы по посещениям врача, вызовам «скорой помощи», при превышении которых за работу врачей уже придётся платить. А там не за горами и повышение пенсионного возраста, к мысли о котором нас регулярно приучают.

Вот только бизнес, ради прибылей которого происходит вся эта экономия, не стремится вкладываться в развитие. Об этом свидетельствует то, что износ промышленных фондов только растёт. Бизнесмены не заботятся даже о возобновлении уже имеющихся фондов, не говоря уж об их развитии. Они предпочитают вкладывать средства в другие страны или тратить их на роскошь. Даже амнистия капиталов не заставляет российскую буржуазию хотя бы сообщать о своих капиталах, не говоря уж о возвращении их в страну. К слову, сейчас, в разгар кризиса, взлетел спрос на ювелирные украшения с бриллиантами.

Да, можно было бы не урезать важнейшие социальные расходы, наполнив бюджет средствами этих любителей бриллиантов путём перехода к прогрессивной шкале НДФЛ. Но президент, правительство и партия власти этого делать не желают, тщательно оберегая капиталы богачей. Хотя известно, что бо́льшую часть инвестиций делают не частные лица, а предприятия из нераспределённой прибыли, на которой НДФЛ никак не сказывается.

Так, может быть, скоро начнётся рост экономики и такие сокращения бюджета не понадобятся? Правительство обещает рост уже в будущем году после падения ВВП в 2015 г. на 4%. Но спрашивается, что вызовет этот рост? Внутренний спрос сокращается — реальные зарпалаты всё падают, бюджетные расходы урезаются. Внешние рынки пока не обещают оживления, зато на повестке дня углубление кризиса в Китае. Случившийся в августе обвал китайского фондового рынка был оперативно залит масштабными государственными вливаниями и кредитами. Но долго это продолжаться не может.

Между тем, резервы исчерпываются. Силуанов уже прогнозирует, что Резервного фонда хватит для финансирования дефицита бюджета только в 2016 г. А что дальше? Неизвестно.

Олег Таранов

Источник: rotfront.su

By admin

Related Post

Leave a Reply