Выборы Лукашенко в Беларуси: российский вектор

By admin Oct 13, 2015

“Если не можешь победить честно, просто победи!” (Улисс Грант)

Имитационные выборы

 Выборы состоялись? Объявлено, что состоялись. Ну и Бог с ними…

Человеку нравится быть президентом. Всей его родне тоже нравится, что он президент. Населению вроде как спокойней. Западу и России привычней… Даже оппозиции не на что особо жаловаться: никого не посадили, а даже выпустили, никого не избили, а кое-кто даже успел «под шумок» вернуться домой. Попутно оппозиция запустила кампанию против российской авиабазы, чем очень выручили А. Лукашенко. К сожалению, дальнейшие перспективы у белорусской оппозиции очень туманные. Её, видимо, просто «слили»… Но это отдельная тема. 

Только вот нужен ли был этот спектакль стране? Белорусам, наверное, нужен. Им очень хочется, чтобы окружающий мир их воспринимал всерьез, нравится, когда события в стране хотя бы на несколько часов становятся главными мировыми новостями. 

Итоги выборов, в реалии, граждан республики не особо волнуют, так как у населения есть твердая уверенность, что сверхдержавы, во-первых, не позволят А. Лукашенко слишком уж «разгуляться» (в точно таком же формате избирают губернаторов в России – мол, «Москва, если что, поправит»), во-вторых, если случится экономическая катастрофа, то их уж точно не оставят без помощи (привилегия малых стран жить в иждивенческом формате).

При этом стоит напомнить, что белорусы все-таки постепенно и не без проблем привыкают жить без опеки государства (трудовая миграция, закупки в соседних странах, совмещение 2-3 мест работы, зарплаты в конвертах, мелкая контрабанда на российском рынке, быстро разрастающаяся экономика удовольствий и т.д.).

Так что итоги выборов не являются чем-то судьбоносным для небольшой и не очень экономически устойчивой страны между Евросоюзом и Россией. «Черные дыры» тоже нужны… 

Так что избрали, что хотели… Не хотели, так и не избрали бы и никакой ЦИК РБ тут уж никак не помешал бы воле народа.

В общем, по поводу итогов голосования не стоит не только расстраиваться, и как-то горевать, или, тем более, впадать в отчаяние, а даже просто волноваться. Нет иллюзий, в отношении того, что «выборы» были имитационными, так что и президент «ненастоящий». Посему, в ближайшую «пятилетку» нас ждут просто удивительные повороты и метаморфозы, имитирующие устойчивость и силу режима А. Лукашенко. 

«Президент»

Формально, А. Лукашенко добился своего. В очередной, шестой раз. Это не ошибка, дело в том, что референдум 1996 года, по итогам которого два предыдущих года его первого президентства (с 1994 Г.) были аннулированы, вполне можно считать внеочередными выборами.

Что отличает уже завершившиеся выборы от выборов 2001, 2006, 2010 годов? Невероятная имитационность самого процесса выборов. Фактически республика, возглавляемая опытным режиссером, более-менее прилично сыграла очередной спектакль, призванный всем доказать, что белорусское государство состоялось, и в нем окончательно победила демократия. Имитация «тройки соперников» на избирательной арене, имитация предвыборной пропагандистской кампании, имитация досрочного голосования, превысившая все рекорды, имитация всего… 

Стоит напомнить, что «программы» кандидатов не подлежат какому-либо реальному анализу. Апофеозом можно считать момент, когда за двое суток до голосования «кандидат» Т. Короткевич стала фактически выступать в пользу главного соперника – А. Лукашенко. 

Все это создавало у внешних наблюдателей исключительно неприятное впечатление о предвыборной кампании, поразительно похожей на голливудский фильм об оживших мертвецах.

Но не бывает негатива без позитива. С учетом того, что властям все-таки частично удалось решить проблему с явкой, реальной оппозиции (не старой рассыпавшейся и не «новой» сформированной спецслужбами), которой рано или поздно придется организовывать Сопротивление, все-таки придется заняться собственным народом, т.е. не морочить ему голову националистическим бредом, а четко отвечать на традиционное недовольство: «Вы сами за это все голосовали и не надо лгать, что не понимали, в какое болото тяните страну и будущее своих детей».

К сожалению, до настоящего времени и власть, и оппозиция активно вбивали в голову собственного народа, что виноваты в проблемах республики исключительно внешние силы, которые или непосредственно вредят белорусской «стабильной» нищете, или действуют через поддержку тех же властей. А народ, вроде, как и не при чем…

От реальности не уйти

Однако есть объективные факторы, которые подрывают саму основу начинающегося нового уже пятого президентства.

Прежде всего, никуда не уйти от проблемы легитимности. С каждым новым президентским сроком она съеживается, как шагреневая кожа. С этим явлением бороться невозможно. Не хватит никаких ресурсов. Что тут не делай, хоть через голову прыгай, на встречу с Б. Обамой намекай, В. Путина публично оскорбляй, с важным видом шествуй по строящемуся АЭС … Вся эта пиаровская мишура не заменит главного – реального ответа на жажду перемен у населения.

Пятый срок и перемены увязать невозможно. Иными словами, если сейчас люди живут в нищете, то они так и будут жить от зарплаты до зарплаты, погружаясь в бесперспективность. Надежд на какое-то улучшение нет, и им не откуда взяться.

Решить эту проблему можно в формате полной изоляции по примеру Северной Кореи, но и с этим будут проблемы. В КНДР идут очень интересные процессы, которые постепенно переформатируют тоталитарный режим. Там уже существует быстро развивающийся частный сектор.

Конечно, можно по традиции пытаться «переводить стрелку» на бесконечный «мировой кризис» или на всю ту же Россию в украинском формате («Была после распада СССР богатая Украины – кацапы ограбили и обворовали»). Между прочим, в том же формате так постепенно в Беларуси и происходит, но как-то не убедительно…

Дело в том, что любой аргумент имеет «срок годности». Вроде третье десятилетие у власти на фоне постоянных попыток изобразить из себя некого монстра строгости и справедливости, постоянные панегирики собственному административному дару, но в итоге, сам президент ничего поменять к лучшему не может (на этих выборах он ничего и не обещал), но постоянно кто-то виноват…

Все варианты выкручивания и уклонения от ответственности давно известны и всем приелись.

Но есть вопрос: если все всем «приелось», почему все-таки электорат пошел на выборы и почему А. Лукашенко избрали на очередной президентский срок?

В этом феномене есть несколько причин: украинский кризис, поддержка Запада, поддержка белорусской оппозиции, молчание России и т.д.

Молчание России

По белорусской политической традиции в ближайшие часы после объявления итогов голосования будет решаться вопрос об их признании. Россия признает. Для этого решения есть масса причин, но в первую очередь Москва всегда исходит из собственных интересов, что естественно.

Стоит напомнить, что в конце февраля 2014 года РФ не признала постмайдановское правительство Турчинова – Яценюка, но когда потребовался легитимный партнер от Киева, то Москва признала П. Порошенко.

Возможно иное решение Кремля в отношении очередного президентского срока А. Лукашенко? Безусловно, но для этого должны сложиться особые условия и их немало, тем более, что они взаимосвязаны. Стоит упомянуть хотя бы несколько:

– наличие реальной политической альтернативы и глубокий диалог Кремля с данной альтернативой;

– весомые доказательства того, что А. Лукашенко не может удерживать власть в стране в силу полученного на выборах доверия населения, т.е. исключительно административными мерами, которые массово не игнорируются или не отвергаются населением;

– использование А. Лукашенко в целях сохранения своей власти исключительно карательных силовых методов (понятно, что в этом случае Москва попадает под международное давление, как «покровитель»);

– реальная смена геополитического вектора, что, учитывая огромную политико-экономическую зависимость Минска от Москвы, сродни самоубийству правящей верхушки. Иными словами, А. Лукашенко может «пойти» на Запад (фактически выйти в отставку), но страну взять с собой ему вряд ли получится.

Есть еще целый ряд условий, но они требуют особого комментирования в рамках несколько других тем, что вряд ли полезно в данный момент. 

Но в любом случае необходимо понимать, что курсирующие в белорусском обществе ряд мифов, а именно – абсолютная востребованность А. Лукашенко российскими правящими кругами, безусловная поддержка белорусского президента Кремлем, взаимные коммерческие интересы А. Лукашенко и окружения В. Путина и т.д., не имеют никакого отношения к реальности, что не раз подтверждалось в истории российско-белорусских отношений. Зачастую Москве просто не хочется опускаться до уровня склок и истерик, традиционно практикуемых белорусской стороной. 

Если пойти еще глубже, то придется учитывать, что главная проблема современных российско-белорусских отношений заключается в отсутствии доверия. Это тоже одна из проблем его пятого президентского срока и не только. Стоит напомнить, что белорусский президент истерично боится России… Так что заявление белорусского президента о российской базе в Москве никого не удивили.

Российская база

Стоит обратить внимание на сдержанную реакцию российского руководства на отказ А. Лукашенко размесить в Бобруйске (06.10.2015). Скорее можно сказать, что она была презрительной. 

Но в большей степени удивили оценки белорусского экспертного сообщества, которое через двадцать четыре часа после столь знакового заявления почти единодушно пришло к выводу, что А. Лукашенко перехватил кампанию против российской базы у оппозиции с целью поднять свой рейтинг за несколько дней до выборов. Более того, появилось мнение, что после выборов российская база все равно появится на территории Беларуси. Однако, никаких оснований для такого рода выводов и прогнозов нет.

Во-первых, кампания против российской базы не приобрела общенационального масштаба. Если кому-то кажется, что после двух митингов по 300-500 человек всколыхнулось все белорусское общество, то он явно льстит себе. Социология здесь не причем: от мнения до участия космос… Так что заявление А. Лукашенко было обращено не к белорусскому избирателю. Во–первых, основной мотив участия белорусского электората в выборах остаётся пока низменным – украинский кризис и он активно стимулируется электронными средствами информации. Во-вторых, «победа» А. Лукашенко в любом случае обеспечена административным ресурсом, досрочным голосованием и еще целым рядом различных факторов. В-третьих, заявление в стиле «я ничего не знаю» («У меня на сей счет ни с кем не было разговора. Просто меня удивляет и даже в какой-то степени возмущает и обижает: зачем это было россиянам сегодня вбрасывать в средства массовой информации?» А. Лукашенко, 06.10.2015), является, конечно, признаком растерянности и поражения. Иными словами, аналитики так и смогли оперативно что-то придумать более-менее правдоподобное. Тогда, если заявление не связано с выборами, то к чему такая спешка?

Во-первых, своим заявление А. Лукашенко выбивает из-под ног оппозиции идеологическую основу протестного движения, в большей степени ориентированного уже после выборов. Если российской авиабазы не будет, то и говорить более не о чем. Тут надо видеть нюансы: такого рода компанию очень трудно сбалансировать. Ведь с одной стороны, все эти митинги и соцопросы предоставляют официальному Минску возможность шантажировать Москву, вынуждая российское руководство, забыв о двухлетних переговоров, вновь вступить с А. Лукашенко в торг.

Но с другой стороны, с кампанией нельзя перебарщивать, так как она может привести к ощутимой эрозии отношений с «союзной» Россией и тогда уже никакой торг не поможет. Стоит напомнить, что белорусский президент опять вернулся к теме предоставления ему новейшей авиационной техники, причем просто так, по причине наличия у него «прекрасных летчиков». Последний довод просто потрясающий, так как открывает огромные перспективы для дальнейшего третирования Кремля: «у меня прекрасные космонавты» – нужен космодром и ракеты, «у меня прекрасные моряки» – нужен Калининград и пара авианосцев, «у меня прекрасные нефтяники» – нужен Лангепас и шельф Арктики и т.д. В качестве примера стоит обратить внимание на высказывания белорусского президента на стройке Белорусской АЭС: «самое важное для нас — там, где сегодня работает россиянин или иностранец, посматривать за всем, что он делает, должен и белорус, чтобы мы тоже в перспективе научились делать эти сложные проекты. У «Росатома» сегодня подписаны контракты на строительство в разных странах мира 12 АЭС по проекту, аналогичному белорусскому. А раз он востребован, значит, и наши специалисты в перспективе могли бы помогать российским коллегам на новых стройках в других государствах» (http://www.sb.by/prezident-belarusi/news/energiya-dlya-budushchego.html). В общем, пристраивается…

Во-вторых, отказ А. Лукашенко разместить на территории Белоруссии российскую авиабазу является последним шагом белорусских властей навстречу Западу в преддверии выборов. В реальности А. Лукашенко выполнил «дорожную карту», созданную В. Макеем – освободил политических заключенных, фактически вышел из военно-стратегического союза с Россией, и не без оснований рассчитывает на снятие санкций (1), получение кредита от МВФ (2) и признание его пятого президентского срока.

Попутно белорусский президент косвенно выставил российское руководство лгунами. Тут есть своя подоплёка. Дело в том, что А. Лукашенко, как указывалось выше, хотел бы вернуться к торгу по базе, но уже в условиях противостояния России с Западом (цена выросла) (1). Дело в том, что выборы А. Лукашенко уже выиграл, Россия и поддержка В. Путина уже не нужна, она даже опасна, так как есть надежда на кредит МВФ после его поездки в Нью-Йорк (3). Тут нет противоречия, эта игра на полутонах, попытка ничего не упустить, лимитрофная суета между Востоком и Западом, что так похоже на А. Лукашенко (вечная охота за двумя зайцами).

В-третьих, А. Лукашенко славится своим отличным чутьем на тактические решения, т.е. ему сейчас важнее завершить выборы триумфом признания их итогов со стороны Запада. Информация о том, что 12 октября ЕС будет решать вопрос о приостановке санкций против Беларуси, включая и всех визовых, появилась через несколько суток после заявления А. Лукашенко, что российской базы в республике не будет. Запад был реальным адресатом этого «непонимания» А. Лукашенко. 

Но, как всегда, белорусский президент отмахнулся от стратегии. Привычка к безнаказанности в отношениях с Москвой, надежда на то, что Россия все проглотит, уже не раз его подводили.

Так что заявление от 6 октября (проще говоря, демонстративное «кидалово» Москвы, что безумно образовало целый ряд маргинальных белорусских экспертов), несет в себе огромные имиджевые потери. Вряд ли кто поверит, что А. Лукашенко не в курсе переговоров о базе, т.е. белорусский президент четко продемонстрировал свою недоговороспособность, а, следовательно, слабость президентской власти в РБ и, весьма относительную легитимность своего пятого срока.

 

Андрей Суздальцев

Источник: politoboz.com

By admin

Related Post

Leave a Reply