Даже беглый анализ особенностей монополизма в наших условиях показывает, что он существенно отличается по своим масштабам, устойчивости, причинам от аналогичного явления в рамках рыночной экономики. Между тем до последнего времени явно недооценивались вопросы выработки антимонопольной стратегии в условиях перехода к рынку, создания механизмов защиты предприятий и населения от последствий монополизма. Более того, ряд мероприятий экономической реформы способствовал укреплению монополистических отношений. К ним можно отнести бесконтрольное формирование добровольных объединений (концернов, ассоциаций и т. п.), усиливающих монополизм основного звена; банковскую реформу, создавшую систему отраслевых банков-монополистов; усиление региональной замкнутости и регионального монополизма.
При выработке конкретных решений важно определиться с принципиальными подходами к антимонопольной политике. В самом общем плане возможны два различных ее варианта. Первый исходит из того, что меры по борьбе с монополизмом в значительной своей части должны предшествовать переходу к рыночным отношениям. При этом варианте заранее должны быть созданы предпосылки конкурентного, а не монопольного характера формирующегося рынка. Важнейшие из них — обеспечение сбалансированности в экономике и первичная демонополизация производства, которая в основном носит административный характер. Она включает, в частности, расформирование крупных объединений, обеспечивающих значительную долю отраслевого производства, принудительную распродажу части мощностей высококонцентрированных производителей, централизованное создание предприятий-дублеров. Наиболее важную роль в борьбе с монополизмом в этом случае должны играть антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольного органа, то есть система специальных мер, направленных на противодействие монопольным производителям.
Изложенный вариант привлекает логичностью и относительной простотой, а также кажущейся независимостью антимонопольных преобразований от реформы в других сферах экономики. Однако нельзя закрывать глаза на присущие ему серьезные недостатки и противоречия, ставящие под сомнение целесообразность его осуществления. Прежде всего настораживает то, что управленческие органы получают чрезмерно широкие права по регулированию деятельности предприятий. Ограничения и санкции антимонопольного законодательства могут оказаться удобным средством внеэкономического давления на производителей при отсутствии рынка. Следовательно, остается опасность укрепления административно-командных методов управления, для которых борьба с монополизмом станет лишь камуфляжем.