Отступать в «деле ЮКОСа» — это очень больно

Отступать в «деле ЮКОСа» — это очень больно

Решение Гаагского суда о выплате $50 млрд акционерам некогда крупнейшей частной компании влечет не только материальные, но и репутационные потери.

Решение Гаагского апелляционного суда по делу ЮКОС, обязывающее российское государство выплатить акционерам этой некогда одной из крупнейших частных компаний страны $50 млрд, молодому поколению россиян может показаться громом с ясного неба. Однако этот «сюрприз» прилетел из далекого 2007 года, когда компания была ликвидирована по решению Московского арбитража, совсем не случайно.

Еще в декабре 2009 года Гаагский арбитражный суд вынес решение в пользу акционеров ЮКОСа. На основании этого решения они получили право требовать от российского правительства возмещения убытков на сумму $100 млрд.

28 июля 2014 года Гаагский арбитражный суд признал «ЮКОС» и его бенефициаров ущемленными в правах Российской Федерацией, а также то, что если это решение вступит в силу, российские власти должны выплатить истцам сумму в $50 млрд. В пояснении было сказано, что «ЮКОС стал мишенью политически мотивированных атак российских властей, что в конце концов привело к его развалу».

Через два года в 2016 окружной суд Гааги аннулировал это решение. В сентябре 2019 бывшие акционеры ЮКОСа обжаловали отмену решения Гаагского арбитража и вот 18 февраля 2020 года Апелляционный суд Гааги обязал РФ выплатить им $50 млрд.

Это еще не конец этой истории. Например, глава Международного центра правовой защиты, представляющего интересы РФ, Андрей Кондаков в тот же день заявил, что Россия обжалует это решение в Верховном суде Нидерландов. Вместе с тем он признал, что активам РФ в ряде стран уже грозят обеспечительные меры.

«Росбалт» попросил экспертов спрогнозировать дальнейшее развитие событий.

Алексей Макаркин, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий»:

 

«Верховный суд Нидерландов с большой долей вероятности поддержит решение Апелляционного суда Гааги, обязывающее РФ выплатить бывшим акционерам ЮКОСа $50 млрд, потому что чем выше инстанция, тем сложнее отменить ее вердикт. Кроме того, голландские судьи, конечно, судят по закону, но, тем не менее, они недовольны тем, что происходит вокруг расследования по поводу сбитого в 2014 в небе над Донбассом малазийского „Боинга“.

Все люди и в Голландии — за очень малым исключением — обвиняют в этом Россию, которая не признает в здесь своей вины. Все это откладывает отпечаток и на процесс по делу ЮКОСа, и юристам, представляющим там интересы России, приходится отстаивать их в очень неблагоприятной обстановке.

В случае окончательной победы бывших акционеров ЮКОСа, вероятно, надо ожидать арестов зарубежного имущества, принадлежащего Российской Федерации. Дипломатическая собственность находится под защитой международного права, но могут арестовывать, принадлежащие России произведения искусства, учебные корабли, или какое-то другое имущество. В этом смысле здесь все достаточно предсказуемо».

Евгений Гонтмахер, член экспертной группы «Европейский диалог», доктор экономических наук:

 

«Вероятность решения Верховного суда Нидерландов в пользу ЮКОСа есть. Если оно будет окончательным, это станет проблемой для России, поскольку в таком случае будут выписываться исполнительные листы по всему миру, везде, где можно будут арестовывать российское имущество, которое будут выискивать повсюду. При подобном раскладе Российская Федерация постарается втихаря договориться, как это уже было в истории со швейцарской фирмой Noga, выставлявшей в 1990—2000 годы России иски на сумму свыше $1 млрд.

С делом ЮКОСа, конечно, масштаб другой, но если Россия исчерпает все возможности, то будут предприняты попытки договориться и какие-то деньги будут выплачены без всякого шума.

Иск в $50 млрд для России, конечно, большая сумма, но в данном случае, более существенны даже репутационные потери, поскольку показать всему миру, что решение о национализации ЮКОСа, принятое тогда, было ошибкой — это очень больно. Впрочем, не исключаю, что вердикт Верховного суда Нидерландов может быть и в пользу Российcкой Федерации».

Григорий Голосов, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге:

 

«В случае решения Верховного суда Нидерландов в пользу акционеров ЮКОСа последние будут подавать иски в национальные суды разных стран, которые будут конфисковывать имущество. Такое уже было. Речь сегодня идет об гигантских суммах. О репутационном ущербе я не говорю, поскольку тут Российской Федерации уже мало что терять, но материальный ущерб будет огромный.

Особенно болезненно то, что изыматься эти средства будут в виде того или иного имущества и активов, и вполне вероятно, по расценкам, которые не будут казаться российским властям справедливыми.

Что касается положений российских законов насчет их верховенства по сравнению с положениями международного права, то этот пункт, даже если он будет внесен в Конституцию РФ, действует только на российской территории. Властям иностранных государств, которые захотят арестовать российское имущество в пределах своих юрисдикций, наплевать на то, что записано по этому поводу в российской Конституции».

Источник

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий