26 февраля нынешнего года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отметит свой 66-й день рождения. Но на сей раз это будет для него особо знаменательный день, который наверняка войдет в историю страны. Потому что именно на 26 февраля в Анкаре намечен тендер на строительство нового канала из Черного в Мраморное море, о котором Турция мечтала веками.
Водная артерия длиной в 43 километра и предварительной стоимостью в 10 миллиардов долларов (по другим данным — до 20 миллиардов), полная готовность которой намечена на 2025 год, не просто способна коренным образом изменить трафик между важнейшими для мировой торговли и безопасности морями. Она грозит в корне перекроить всю военно-политическую ситуацию на южном фланге европейского континента. Причем — явно не в пользу России и на радость Соединенным Штатам Америки. Потому что завершение всего через пяток лет эрдогановской мега-стройки будет означать, что главная «заноза» Пентагона в этих морях — знаменитая конвенция Монтре, единственная, мешающая Пентагону на постоянной основе держать эсминцы и крейсера с «Томагавками» почти на кромке внешнего рейда Севастополя, мгновенно прикажет долго жить. И Черное море превратится в проходной двор для кого угодно. Прежде всего — для боевых кораблей 6-го флота ВМС США и его союзников по НАТО.
Зато роль и политический вес Турции вырастет мгновенно и многократно. Потому что правовой статус нового пути «из варяг в греки» и обратно на сегодня неизвестен никому. Его еще только предстоит разработать. Но заинтересованные стороны (Москва — в первую голову) еще даже и не договаривались с турками о грядущих переговорах.
Если переговоров так и не случится, или договориться не о чем не удастся, к 2025 году Турция превратится в ничем не ограниченного ключника, вольного запирать или распахивать ворота крепости по собственному желанию. Что, очевидно, и собирается подчеркнуть самодовольный Эрдоган, явно неслучайно назначив исторический тендер на день собственных именин. Сам турецкий премьер уже назвал свой замысел «безумным и блистательным», отметив при этом, что данный проект куда масштабнее Панамского и Суэцкого каналов.
Несколько слов о самом проекте. Будущий канал, громко названный в проекте «Стамбулом», намерены прокопать параллельно нынешнему Босфору. Он рассчитан на пропуск кораблей и судов практически любого водоизмещения. Включая супертанкеры, крейсеры и авианосцы. Для этого он должен быть 150-метровой ширины. Глубина на фарватере — до 25 метров (к слову — осадка атомных авианосцев ВМС США типа «Нимиц» всего 11,3 метра).
Понятно, что по самому Стамбулу и его пригородам такую гигантскую стройку затеять невозможно — слишком велика плотность жилой застройки. Поэтому трасса возьмет начало на побережье Мраморного моря, западнее города Силиври (турецкая Фракия), в 70 километров от бывшей столицы Турции. Горы поднятого экскаваторами грунта пойдут на создание новых искусственных островов у побережья Силиври. Которые турки превратят в новый туристический рай в Мраморном море.
15 января 2018 года турецкие власти утвердили маршрут канала. Министерство транспорта Турции объявило, что он пройдёт через водохранилище Сазлыдере, озёра Кючюк-Чекмедже, Сазлысу и Дурусу и выйдет в Чёрное море к востоку от Теркосской дамбы.
Что канал «Стамбул» способен дать простым туркам кроме дополнительных рабочих мест? Прежде всего, резко уменьшится транспортная нагрузка на Босфор, через который сегодня в обоих направлениях в среднем ежесуточно проходит до 150 судов и кораблей различного назначения. Особая головная боль властей Стамбула, раскинувшегося по обоим берегам Босфора, — танкеры. На них (главным образом, — из России) каждый год перевозят до четырех миллионов тонн сжиженного газа, до трех миллионов тонн химикатов и примерно 150 миллионов тонн нефти. Но при таком уровне интенсивности судоходства аварии с танкерами в этих водах — обычное дело. Особенно с учетом 12 резких поворотов в русле Босфора, от встречных «сюрпризов» в которых регулярно бросает в пот самых опытных капитанов и штурманов.
Аварии в сложившихся условиях — вещь практически неизбежная. Тогда мало что в хрустальной прозрачности воды выливаются многие тонны топлива — само движение через пролив замирает надолго. А это миллионные убытки. Не только для судовладельцев, но и для турецких властей, обеспечивающих лоцманскую проводку и гражданских судов, и боевых кораблей.
Если весь этот поток с 2025 года примет на себя будущий канал «Стамбул», в Босфоре точно станет так же просторно, как во времена могущественных султанов и «блистательной Порты». И тогда здесь станет достаточно места для новых пляжей, виндсерфинга, запоминающихся туристических прогулок на яхтах и прогулочных катерах. А это тоже большие деньги.
Впрочем, все перечисленное — на поверхности проблемы с черноморскими проливами. Важнее другое. Начала строительства наверняка не менее нетерпеливо, чем Эрдоган, ждут в Вашингтоне. Потому что канал «Стамбул», когда он вступит в строй, определенно похоронит все ограничения для американцев на плавание в Черном море.
Пока, напомню, конвенция Монтре, подписанная в 1936 году, ограничивает время пребывания в Черном море боевых кораблей государств, которые в его водах считаются лишь гостями, 21 сутками. Существенны лимиты и на суммарное водоизмещение (до 45 тысяч тонн) отрядов таких кораблей. Если бы не конвенция Монтре — корабли 6-го флота ВМС США на всех парах устремлялись бы и в 2008 году к Грузии, и в 2014 году — к Крыму. И кто его знает, как бы там в то время все обернулось для России? А вот как с этим будет после 2025 года, если эрдогановская «стройка века» завершится успехом?
Да, сегодня политические отношения между Анкарой и Вашингтоном не просто не идеальны — они очень плохи. Но Эрдоган не вечен. Да и внешняя политика Турции, как говорится, по-восточному «себе на уме». Сегодня Турция — лицом к России. А завтра? А канал — это на века.
Тем временем американцы явно рассчитывают, что скоро конвенция Монтре окажется в мусорной корзине. И поможет ей туда отправиться именно канал «Стамбул». Через который им будет: ходи — не хочу. Во всяком случае, еще в 2016 году, когда о проекте Эрдогана уже заговорили вовсю, тогдашний командующий 6-м флотом вице-адмирал Джеймс Фогго внезапно заявил, что, по его мнению, «длительность патрулирования американских боевых кораблей в Черном море может быть увеличена примерно до четырех месяцев». Более того. «Если вызовы в этом регионе станут более срочными», то, считает адмирал, возможно наращивание у берегов России и общей численности таких кораблей.
Говорить подобное ответственный военачальник мог, считаю, только в единственном случае. Лишь если он твердо убежден, что скоро все препоны, придуманные почти век назад в швейцарском Монтре, вот-вот падут или станут бессмысленными. Турецкая газета «Хюрриет» пишет по этому поводу: «Канал «Стамбул» де-факто станет ходом США в попытке обосноваться в Чёрном море. Канал позволит обойти конвенцию Монтрё, которая ограничивает прохождение американских кораблей через проливы Дарданеллы и Босфор и не позволяет им находиться в Чёрном море больше 21 суток.
Но это просто с ног на голову перевернет все оперативную ситуацию на южном фланге России. «Томагавки» не сотнями — тысячами под палубами всего лишь пары десятков эсминцев типа «Арли Берк» и крейсеров УРО типа «Тикондерога» в считанные дни через канал «Стамбул» могут быть подтянуты, к примеру, в Одессу. Или в Констанцу. Или в Варну. Встать там на сколько угодно долгое боевое дежурство. Подлетное время к Крыму — считанные минуты. К Ростову, Воронежу, Белгороду, Курску — немногим больше.
Тогда на фоне этого почти мгновенно возникшего у российской границы боевого потенциала 24 американские противоракеты SM-3 Block IB, уже развернутые в Румынии на военной базе США в местечке Девеселу и давно отравляющие для нас международную обстановку в Европе, мгновенно покажутся Москве детскими хлопушками. Потому что такую тучу одновременно стартующих с корабельных палуб средств воздушного нападения никакая ПВО отразить окажется просто не в состоянии.
Что же нам делать? Единственное: поскорее начинать с Анкарой переговоры о международно-правовом статусе будущего канала «Стамбул». В идеале — отстаивать, чтобы конвенция Монтре распространялась и на эту водную магистраль.
Правда, дипломатические позиции Москвы на этом направлении сегодня очень шаткие. Потому что из числа причерноморских государств только Россия и будет однозначно против развязывания рук американцам в Черном море. Точка зрения Турции — под вопросом. Остальные окажутся только счастливы, увидев звездно-полосатый флаг у своих берегов на постоянной основе.
Но что-то делать все равно необходимо и срочно. Когда канал «Стамбул» вступит в строй, наверняка будет поздно.