Ливия продолжает войну, вернее на останках Ливии продолжается война. Всевозможные группировки борются за власть. Даже в самых пустынных районах обязательно найдется какая-нибудь вооруженная группировка с претензией на власть чуть ли не во всей Ливии. Их желания, конечно, понятны, но основными участниками этой гражданской войны все же являются Ливийская национальная армия и Правительство национального согласия.
Территориальное преимущество полностью на стороне первой, но в плане международной поддержки значительно выигрывает Триполи, большую часть которого контролирует Правительство национального согласия. За него стоят горой многие арабские страны, европейские, а так же Турция. Причем Анкара оказывает свою поддержку не только политически, но и материально, в том числе в военном плане.
Эрдоган давно отправил своих людей воевать за премьера временного правительства Фаиза Сараджа. Но делалось это под прикрытием, чтобы не вносить чересчур большую смуту в и без того запутанную ситуацию. Вероятно, турецкое вмешательство и стало одной из причин, почему наступление на Триполи Халифы Хафтара, руководящего Ливийской национальной армией, провалилось. Но маршал Хафтар, судя по всему, не унывает, ибо недавно объявил об очередном походе своих солдат на столицу. Что ж, оснований у него достаточно — за ним почти вся Ливия и серьезная военная поддержка со стороны некоторых стран Африки. Но, пожалуй, ключевой фактор его уверенности — Россия. Да, Москва открыто поддерживает Хафтара, во всяком случае, его принимают у нас, и ведет он беседы далеко не с самыми последними людьми из российского руководства. Однако венное сотрудничество Кремль пытается маскировать, но не очень успешно. Так, иностранные СМИ уже достаточно давно пишут то о некоем российском спецназе, орудующем на востоке страны, то о наемниках — тех самых вагнеровцах. Судя по всему, доля правды в этом есть, просто иначе объяснить стремительно развивавшийся успех Хафтара будет сложно.
Недавно по этому поводу высказался президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Высказался, разумеется, критически. В общем, он недоволен, что русские бойцы из ЧВК Вагнера воюют на стороне Хафтара, которого он и многие другие государства члены ООН считают чуть ли не военным преступником, по крайней мере, поддерживают Сараджа, объявившего своего оппонента таковым.
Москва никак особо не отреагировала. Но ответный выпад все-таки был нужен, и поручили его организовать людям нашего ливийского союзника. Так генерал-майор Ливийской национальной армии, ее официальный представитель Ахмад аль-Мисмари выступил с сенсационным заявлением. Он прокомментировал слова Эрдогана на тему скорого ввода турецкого контингента в Ливию. По его словам, это не единственная мера, которую собирается применить Анкара в своем стремлении поддержать Сараджа. Мисмари заявил, что Эрдоган переправил из Сирии, которую турки почти потеряли, тысячи террористов Аль-Каиды и Исламского государства. Эти действия, по словам генерала, угрожают не только Ливии, но и «всему арабскому миру». Делается это с целью захватить ресурсы североафриканской республики.
Что это? Просто пропагандистское заявление с целью дискредитировать турецкое присутствие в Ливии или же вполне реальная ситуация? Турецкий эксперт Керам Йылдырым полагает, что вряд ли в словах представителя ливийской Национальной армии есть правда, но все же допускает, что террористы из Сирии и Ирака могли как-то попасть в Ливию, но, разумеется, без участия Анкары.
— Это абсурдно. Такое может сделать только политик, который совершенно не беспокоится о своей репутации. Такие заявления звучат часто, например, в адрес Соединенных Штатов. Теперь еще и Турция. Я не могу до конца понять, как эта транспортировка происходит. Можно представить, что кто-то переправляет террористов в соседнюю страну. Да, это возможно, но даже это может нанести серьезный удар по репутации. Большой риск, ведь не заметить этого почти невозможно. Журналисты или военные других стран легко могут обнаружить подозрительные трансграничные перемещения. Но когда мы говорим о границах сразу нескольких государств или о необходимости использования морских путей, то это все становится похожим на комедию.
«СП»: — Тем не менее, в свое время Исламское государство сумело завоевать в Ливии целые районы. И происходило это при помощи иностранных членов группировки, в том числе сирийцев.
— Это другая ситуация. Да, многие примыкали к Исламскому государству, приезжая на войну через другие страны. Например, кто-то попадал в Сирию через Турцию. Но эти люди никак себя не выдавали. Они прибывали как частные лица. Без оружия, без темного прошлого, с чистыми паспортами, без каких-либо претензий от властей стран происхождения. Жертвы пропаганды или психически нестабильные люди — их можно считать кем угодно, но на тот момент они были чисты перед законом. Их нельзя было арестовывать или депортировать. Так они попадали в Сирию или в Ливию. Тут не было никакой теории заговора или глобального проекта. Нет и сейчас. Турция не участвует в транспортировке террористов из какой бы то ни было страны в Ливию.