Группа авторов Польского института международных дел подготовила доклад “Проблемы безопасности в отношениях Польши и Беларуси”.
Не секрет, что эта польская “фабрика мысли”, работает под контролем министерства иностранных дел страны и финансируется из государственного бюджета, а значит и представляет точку зрения официальной Варшавы.
Доклад весьма интересно выглядит на фоне проходящих переговоров по интеграции Беларуси и России. В документе указывается, что Минск не может вести полностью независимую оборонную политику из-за союза с Россией, в том числе существования Союзного государства, членства Беларуси в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и низким по европейским меркам военным расходам (всего лишь около 550 млн долларов в год, что меньше даже чем в соседней Литве, которая значительно уступает в численности ВС).
Польские политологи отмечают, что белорусские власти оценивают рост напряженности в Европе. К важнейшим вызовам безопасности Минск относит и “необъявленную войну России и Украины”, крах международных гарантий безопасности, таких как Будапештский меморандум с Украиной или Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности; укрепление военного потенциала как странами НАТО, так и Россией.
В докладе Польского института международных дел указано, что Беларусь опасается расширения военного присутствия США и НАТО в Польше и странах Балтии. Хотя Минск не рассматривает это как угрозу национальной безопасности, а расценивает как усиление напряженности в регионе, как элемент слишком дорогой для себя гонки вооружений и повод для давления России в вопросах увеличения ее военного присутствия на территории Беларуси.
По мнению авторов, белорусское руководство понимает опасность роста зависимости от России и возможный подрыв авторитета страны, как мирной переговорной площадки.
Кроме того, в докладе подчеркивается, что Минск также обеспокоен учениями, которые проводятся в странах восточного фланга Альянса. Якобы эти опасения связаны не столько с направленностью и характером маневров, сколько с возможной негативной реакцией и ответом на них опять же России.
Трудно не согласиться, что, несмотря на членство Польши в НАТО, а Беларуси в ОДКБ, оба государства находятся в зоне рисков из-за нарастания угроз безопасности в регионе. Для государств, также, ключевым вопросом является сохранение существующих режимов контроля над вооружениями.
Однако в докладе указывается, что виной всему деятельность опять же России, укрепляющей свой западный фланг, якобы провоцирующей военные инциденты на границе со странами НАТО и проводящей не транспарентную военную деятельность, такую например, как внезапные масштабные учения.
Таким образом, авторы доклада пытаются убедить, что укреплению безопасности Беларуси должно способствовать обновления Венского документа, предлагаемые рядом стран, в том числе Польшей.
Речь идет о введении дополнительных инспекций, ужесточении ограничений, обязывающих приглашать наблюдателей на учения – при задействовании в маневрах более 9 тыс. человек (в настоящее время 13 тысяч) или 250 танков (в настоящее время 300), введении обязательного уведомления о внезапных учениях за семь дней и их наблюдения при превышении лимитов задействованных сил и средств.
Следует отметить, что подписанное в 2004 году двустороннее соглашение Беларуси и Польши о мерах укрепления доверия и безопасности, дополняющее Венский документ, среди прочего, снижает лимиты обязательных для наблюдения учений на территории двух стран до 6 тыс. участников и 150 танков.
Также, по мнению авторов доклада, в интересах Минска поддержать предложения по таким вопросам, как демонстрация не только ввода нового оружия в эксплуатацию, но также модифицированных версий существующих вооружений и создание его полного списка для стран ОБСЕ или упрощение наблюдения за местами, где происходят нетипичные военные действия.
Польские политологи настаивают на том, что принятие Минском этих предложений и их реализация может положить начало переговорам по более серьезным изменениям системы безопасности в Европе, которое в настоящее время невозможно осуществить из-за низкого уровня доверия между Западом и Россией и ее агрессивной политики.
Взамен польские политологи предлагают дискуссию, касающуюся реформ системы безопасности в Европе, назвать “Минской картой”. В докладе института указано, что это название будет более подходящим для инициатив по адаптации существующих международных норм к угрозам нового типа, чем “Хельсинки-2”, которые предполагают только их пересмотр.
Участие Польши в таком формате, по мнению авторов, должно позволить Варшаве формировать наиболее приемлемые идеи в вопросах усиления контроля над вооружениями или введения механизма профилактики военных инцидентов.
Кроме того, Варшава может предложить Беларуси поддержку процесса подписания соглашения по безопасности с НАТО и дальнейшего расширения сотрудничества с Альянсом.
Отмечается, что укреплению доверия в военных отношениях с Беларусью, может способствовать правдивая информация о запланированных на 2020 г. учениях НАТО «Защитник Европы». В том числе, не только выполнение странами Альянса обязательств, вытекающих из Венского документа, но также другие шаги, например, организации брифингов, посвященных этим маневрам. Польша может в этом поле предпринимать дополнительные дипломатические меры на основании двухстороннего договора с Беларусью о мерах укрепления доверия и безопасности. Взамен Варшава хотела бы ответных действий от Минска во время учения «Запад — 2021”.
Поиск Польшей “точек соприкосновения” с Беларусью в вопросах обеспечения региональной безопасности может стать хорошей возможностью создать условия для продвижения собственных идей и дальнейшее укрепление лидерства Варшавы среди стран Восточной Европы. При этом очевидно, что основные усилия западного соседа направлены на дискредитацию белорусско-российских отношений и системы национальной безопасности Беларуси.