Ситуацию «Блокноту» прокомментировали эксперты по безопасности
Банк России в течение минувшего года направил операторам связи информацию о более 2,5 тыс. телефонных номеров, с которых поступали подозрительные звонки клиентам банков. Операторы в 198 случаях выявили подмену номера банка, в отношении 59 номеров ввели ограничения на использование финансовых сервисов и заблокировали 218 телефонных номеров.
По информации «Коммерсанта», который в свою очередь ссылается на данные, представленные ЦБ на консультационном совете по развитию национальной платежной системы, статистика не показывает, сколько именно жалоб от клиентов-физических лиц поступило, речь идет лишь о количестве телефонных номеров. «Например, цифра 198 – это фактически количество номеров кредитных организаций, которые во время звонков подменили мошенники», – заявил изданию первый заместитель директора департамента информационной безопасности ЦБ РФ Артем Сычев.
В банках «Открытие», Росбанке и Альфа-банке уже заявили о росте количества мошеннических звонков с подменой номера организации клиентам. По данным банка «Открытие», к середине лета их доля была на уровне 35% от общего числа мошеннических звонков.
В «Ростелекоме» заявили, что блокировки на сегодняшний день возможны лишь после того, как техническая проверка подтвердит, что вызов осуществлялся именно с этого номера, и он действующий. Также в компании подчеркнули, что необходимо выстраивать механизм выявления и блокировки не номеров, а вызовов с подмененным номерами.
Ранее в компании Zecurion, специализирующейся на вопросах безопасности дистанционного банковского обслуживания, сообщили, что аферисты начали применять новую схема мошенничества — через виртуальные АТС звонят клиентам банков с номеров кредитных организаций и выведывают логины и пароли карт.
Представитель службы безопасности одного из крупных российских банков сообщил «Блокноту», что мошенники скупают у сотовых операторов виртуальные АТС. Месячное обслуживание стоит всего 3 тысячи рублей. «Мошенники оформляют облачную АТС на одноразовую сим-карту. После этого через веб-интерфейс меняют номер своей станции на номер банка и под видом его сотрудников обзванивают клиентов кредитных организаций, выясняют данные карт и воруют деньги», – пояснил собеседник издания.
В компаниях «Инфосистемы Джет» и Positive Technologies также подтвердили, что такая мошенническая схема набирает обороты. В частности, руководитель группы исследований безопасности телекоммуникационных систем Positive Technologies Павел Новиков отмечал, что в большинстве случаев от подобного рода мошенничества страдают люди пожилого возраста.
В половине случаев граждане предоставляют кибермошенникам необходимые им сведения, там подсчитали, что ущерб от новой схемы превысил 30 млн рублей.
Эксперт по безопасности Александр Колесников заявил «Блокноту», что новые мошеннические схемы появляются с пугающей регулярностью.
«Аферисты становятся все более и более изобретательными. Надо признать, что на удочку мошенников попадаются уже не только пенсионеры но и молодые, вполне продвинутые люди. Технологии становятся умными, и предугадать действия злоумышленников стало все сложнее», – признал специалист.