Сигналы ЦБ для рынка
Представители регулятора в последнее время стали давать больше комментариев, готовящих рынок к тому или иному решению о судьбе ставки, делится наблюдениями Евдокимова, в итоге рынок учитывает исход заседания совета директоров, ориентируясь на комментарии, а не на само решение. Это похоже на то, что происходит с Федеральной резервной системой США и Европейским центральным банком, отметила она.
Как замечает Евдокимова, чуть активнее регулятор стал давать рынку сигналы во втором полугодии, когда начал активно снижать ставку. «Необходимо было восстановить связь с рынком после двух повышений ставки в конце прошлого года, которые многими участниками рынка были восприняты как неожиданные», — сказала эксперт.
Высказывания [руководства ЦБ] прошлых двух недель очень сильно двинули рынок ОФЗ [в сторону снижения доходностей], отмечает Евдокимова, а вот для рубля фактор ставок был очень важен в первом полугодии, а сейчас, когда масштабы захода в ОФЗ снизились, этот фактор стал менее значимым.
Финансы
Набиуллина допустила более быстрое снижение ключевой ставки
Как вернуть инфляцию к цели
Цены растут не так быстро, как прогнозировал Центральный банк. Еще в начале текущего года регулятор ожидал, что к концу года инфляция составит 4-4,5%, но после этого несколько раз пересматривал свой прогноз, в последний раз на опорном заседании в сентябре до 4–4,5%. Эффект от повышения ставки НДС с 18 до 20% оказался не таким существенным, как прогнозировал регулятор, на замедлении инфляции также сказался слабый внутренний и внешний спрос. В сентябре ЦБ в третий раз за год опустил ключевую ставку на 0,25 п.п., до 7%. А годовая инфляция по итогам сентября замедлилась до 4% после 4,3% месяцем ранее. 10 октября Набиуллина заявила, что ЦБ на очередном заседании в четвертый раз за год снизит прогноз инфляции и может ускорить смягчение денежно-кредитной политики.
По состоянию на 14 октября накопленная годовая инфляция с начала года составила 2,3%, а по итогам года она может достичь лишь 3–3,3%, что далеко от таргета ЦБ в 4%, отмечает главный экономист Российского фонда прямых инвестиций Дмитрий Полевой. В следующем году ситуация может усложниться для ЦБ, считает он: годовой рост цен в первом квартале может замедлиться до 2,5% и к концу 2020 года составить те же 3–3,3%. Об этом говорит то, что инфляционные ожидания предприятий снижаются, цены производителей растут медленно, рост зарплат не ускоряется, урожай зерновых хороший, а курс рубля стабильный.
Чтобы вернуть инфляцию к 4% в 2021 году, ЦБ придется ускорить снижение ставки, предполагает Полевой. Начать регулятор может со снижения прогноза по инфляции на следующей неделе с текущих 4–4,5% до 3,5–4% на конец 2019 года. Снижать ставку ЦБ, скорее всего, будет шагами по 25 б.п. на заседаниях в октябре, декабре, марте и июне — до 6%, отмечает Полевой, но нельзя исключать и более резкого смягчения: сразу на 50 б.п. в октябре, затем по 25 б.п. в декабре и марте.
Ускорение снижения ключевой ставки в следующем году внесет заметный вклад в экономический рост — около 0,3 п.п., оценивает Донец. Бюджетная политика без учета эффекта частных инвестиций в национальные проекты дает сопоставимый вклад.
Базовый сценарий — по-прежнему снижение ставки на следующей неделе на 25 б.п., хотя и снижение на 50 б.п. не исключено, говорит главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Возврат населения к сберегательной модели поведения, о чем свидетельствует ускорение роста депозитов при замедлении розничной торговли, действительно создает более комфортный контекст для снижения ставки.
Настроения на внешних рынках стабилизировались, а инфляция замедлилась быстрее, чем ожидал ЦБ, поэтому регулятор будет вынужден смягчать денежно-кредитную политику более агрессивно, считает и главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова (ее прогноз — снижение на 25 б.п.).
Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.