- Госдолг за вычетом бюджетных остатков на счетах и активов Фонда национального благосостояния (ФНБ) составляет по итогам 2018 года менее 1% ВВП — один из самых низких подобных показателей для государств, рейтингуемых Scope.
- Кроме того, валютные риски в составе госдолга невелики: около 75% общего долга номинировано в рублях. Поэтому Scope не ожидает, что возможные санкции против российского суверенного долга существенно повлияют на способность правительства обслуживать свои обязательства.
Экономика
Правило на ₽4 трлн: как закупки валюты повлияли на российскую экономику
Scope отмечает четкую приверженность России новому бюджетному правилу (по которому Минфин направляет доходы от нефти дороже $40 за баррель в постоянных ценах на покупку валюты с последующим ее сбережением в ФНБ), качественное администрирование налоговых сборов и снижение пенсионных расходов за счет повышения пенсионного возраста.
В агентстве считают, что значительный размер накопленных валютных резервов (которые продолжают расти) дает России пространство для маневра на случай ужесточения санкций. Валютные резервы на 1 июля составили $407,6 млрд (не считая золота еще на $100 млрд), что в теории бы позволило 20 месяцев оплачивать импорт товаров в страну, отмечается в релизе Scope.
Хронические ограничители
В то же время российские рейтинги ограничиваются низким потенциальным ростом экономики (1,5% по оценке Scope), который, в свою очередь, является отражением:
- чрезмерной зависимости от нефти и газа (более 60% экспорта в прошлом году);
- высоких тарифов естественных монополий;
- слабой инфраструктуры и заметных региональных различий в экономической динамике;
- плохой демографии: сокращающееся население в трудоспособном возрасте и растущее количество пожилых, что негативно влияет на производительность труда.
Согласно данным Росстата, в 2018 году население России сократилось впервые за десять лет, почти на 100 тыс. человек. А коэффициент демографической нагрузки старшими возрастами (количество лиц старше 65 лет в расчете на 100 человек в трудоспособных возрастах) увеличился до 21,5 (по сравнению с 20,8 в 2017 году) и, по прогнозу ООН, вырастет до 30,5 к 2030 году.
«Кроме того, сложная сеть взаимосвязанных государственных компаний в отраслях горной добычи, обрабатывающем производстве и секторе услуг поднимает вопросы о том, насколько государственная власть используется ради частной выгоды, включая коррупцию», — указывает Scope.
Экономика
S&P оставил российский рейтинг без изменений
Ранее в июле агентство Standard & Poor's тоже подтвердило суверенный рейтинг России на уровне BBB- (таком же, как у Scope), но со стабильным прогнозом. S&P по традиции отметило низкий госдолг России, консервативную бюджетную политику, устойчивость платежного баланса и крупный размер золотовалютных резервов. Но S&P чуть серьезнее отнеслось к риску усиления санкций, отметив, что может предпринять негативное рейтинговое действие в ближайшие два года в случае «существенного ужесточения санкций иностранных правительств в отношении, в частности, крупных государственных энергетических компаний или системно значимых банков». Также агентство указало на «неопределенность относительно механизма передачи власти в 2024 году».
Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.