«Незаконная оккупация северных территорий» – обветшалый штамп
На днях официальный представитель Министерства иностранный дел РФ Мария Захарова призвала Японию объяснить слова о «незаконной оккупации» южных Курил.
Было заявлено: «В данном случае было бы неплохо им и прокомментировать, как такие заявления укладываются в русло намеченного японским руководством плана к скорейшему урегулированию данного вопроса».
Необходимость такого требования разъяснений, причем, даже в более жесткой форме, чем избрала директор департамента МИД, возникает и потому, что эта искажающая исторические реалии и оскорбляющая народ-победитель жестокого японского милитаризма формулировка используется в Японии повсеместно – в официальных документах, выступлениях политиков, в утверждаемых правительством школьных и вузовских учебниках и пособиях по истории.
В данном случае поводом для заявления Захаровой стали высказывания японского министра по делам Окинавы и «северных территорий» (то есть, по делам… (!?) российских Курил! ) Мицухиро Миякоси о том, что Токио не намерен менять формулировки «исконные территории» Японии и «незаконно оккупированные (Россией)» в отношении Курильских островов.
Свое высказывание он обратил, по сути, премьер-министру Японии Синдзо Абэ, который дабы не раздражать своего партнера по переговорам президента РФ Владимира Путина решил временно воздержаться в речи на митинге «борьбы за северные территории» от одиозной формулировки. Не упустив возможности, тем не менее, подчеркнуть, что суверенитет над «четырьмя северными островами», то есть законно принадлежащими России южнокурильскими островами якобы «принадлежит Японии». Напомним, что, игнорируя документы военного и послевоенного времени о переходе островов к СССР и отказе от них Японии, в 2009 году обе палаты японского парламента произвольно «объявили» над этими островами суверенитет своей страны. Тем самым совершив акт прямой попытки пересмотра итогов Второй мировой войны и став на путь реваншизма.
Будет ли МИД Японии отвечать на обращение госпожи Захаровой или «убьет его молчанием» (есть такое презрительное выражение в японском языке – «мокусацу»), покажет время. А мы должны объяснить нашим читателям, на каких основаниях Советский Союз, а ныне государство-продолжатель СССР – Российская Федерация владеет всеми Курилами.
Тем более, что под воздействием то ли японской пропаганды, то ли доморощенных критиков советского периода, и у нас встречаются люди, заявляющие, что «необходимо отдать незаконно захваченные Сталиным японские территории»
О том, что Советский Союз будет добиваться возвращения ранее принадлежавших Российской империи отторгнутого Японией Южного Сахалина и Курильских островов, японскому правительству было заявлено еще в 1940 году во время переговоров о заключении между двумя странами договора о ненападении или нейтралитете.
По итогам Второй мировой войны, в частности, согласно Ялтинскому соглашению глав трёх союзнических держав — СССР, США и Великобритании — Курильские острова были переданы Советскому Союзу. Приняв условия Потсдамской декларации, японское правительство согласилось с тем, что «японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем». В соответствии с этим пунктом после капитуляции милитаристской Японии главнокомандующий войсками союзных держав в Японии генерал Дуглас Макартур по согласованию с Вашингтоном издал 29 января 1946 года Меморандум японскому императорскому правительству № 677/1. В нем указывалось, что из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются все находящиеся к северу от Хоккайдо острова, в том числе «группа островов Хабомаи (Хапомандзё), включая острова Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу и Тараку, а также остров Сикотан (Шикотан)».
Тогда японское правительство против этого решения союзных держав не возражало, ибо такое решение соответствовало условиям капитуляции
В сентябре 1951 года японское правительство подписало, а затем ратифицировало Сан-Францисский мирный договор, в пункте «с» статьи 2-й которого записано: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».
При подготовке к ратификации этого договора японское правительство словами заведующего договорным отделом МИД Японии Кумао Нисимура подтвердило факт отказа от всех островов Тисима (Курильских островов). 19 октября 1951 года он заявил на слушаниях в парламенте: «Территориальные пределы архипелага Тисима, о которых говорится в договоре, включают в себя как северные Тисима, так и южные Тисима». О том, что вопрос об изъятии из состава японского государства островов Итуруп и Кунашир считался окончательно разрешённым, свидетельствует единогласно принятая совместная парламентская резолюция всех политических партий Японии от 31 июля 1952 года.
В резолюции перед правительством ставилась задача добиваться возвращения оккупированных Соединёнными Штатами Америки Окинавы, островов Огасавара и Амамиосима, а также островов Хабомаи и Шикотан. Тем более что к тому времени все Курильские острова уже входили по Конституции РСФСР в состав нашего государства.
Именно возвращение островов Хабомаи и Шикотан, а именно Малой Курильской гряды, в те годы являлась целью японской дипломатии
Остальные же Курилы считались окончательно перешедшими к СССР. Ни о какой «незаконной оккупации» речь тогда не шла.
Претензии на все южнокурильские острова были во многом инспирированы США, которые в обстановке «холодной войны» были не заинтересованы в полной послевоенной нормализации между Японией и СССР и развитии двусторонних политических, торгово-экономических, культурных и иных отношений. Именно Госдепартамент США в лице госсекретаря Джона Даллеса воспрепятствовал в 1956 году заключению советско-японского мирного договора. С этой целью японскому правительству было фактически приказано произвольно расширить территориальные претензии Японии, включив в них наиболее крупные и хозяйственно освоенные острова Большой Курильской гряды – Кунашир и Итуруп.
Так как японское правительство по Сан-Францисскому мирному договору отказалось от всех Курильских островов, была изобретена грубо искажающая историю и географию абсурдная «новация», согласно которой все острова южной части Курил якобы Курилами и не являются, а есть «продолжение острова Хоккайдо». А раз так, то Япония-де от этих островов не отказывалась и рассматривает их как «находящиеся под советской оккупацией». Несмотря не всю несуразность подобного, США поспешили поддержать своего нового военного союзника, дав тем самым старт шумной кампании «борьбы за северные территории», которая навязывается японцам и по сей день.
Серьезные японские и зарубежные ученые и специалисты не могут согласиться с изобретением японского МИД и Госдепартамента США
Противоречащий фактам истории пропагандистский тезис о «незаконно оккупированных японских исконных территориях» является ни чем иным как продуктом «холодной войны», оправданием политики конфронтации с Советским Союзом, а ныне с Россией. Это настолько очевидно, что даже не отличающиеся расположением к СССР и нынешней России учёные вынуждены признавать надуманность и искусственный характер изобретённой в Вашингтоне и Токио «проблемы северных территорий».
Так, например, профессор Калифорнийского университета, этнический японец Цуёси Хасэгава отмечает: «Цель США состояла в том, чтобы вовлечь Японию в свою глобальную стратегию… Проблема северных территорий играла роль клапана для стравливания пара в международных отношениях на Дальнем Востоке. С этой точки зрения было важно, чтобы территориальный спор оставался нерешённым».
Отсюда жёсткая позиция Японии с требованиями немедленного возвращения всех островов и отказ обсуждать предложения о передаче части территорий»
К сожалению, подобная стратегия все более проявляет себя и в отношении современной России, которая, казалось бы, уже не является идеологическим и политическим соперником Японии и искренне стремится выстраивать со своей восточной соседкой отношения взаимопонимания и сотрудничества. Хотелось бы верить, что японский народ и его руководители все же осознают бессмысленность и пагубность политики реваншизма и территориальных претензий и, признав итоги Второй мировой войны, подведут окончательную черту под прошлым и откроют новую страницу в истории мирного и взаимовыгодного сосуществования наших соседних стран и народов.
Автор: Анатолий Кошкин, доктор исторических наук