Действующая господдержка крестьянских и фермерских хозяйств несовершенна, признала Счетная палата. Системной оценки, насколько результативна такая поддержка, нет, получают ее не более 2% подобных хозяйств
Фото: Максим Коротченко / ТАСС
Счетная палата проверила эффективность использования бюджетных средств, направленных с января 2016 года по ноябрь 2018-го на поддержку «малых форм хозяйствования» в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства. Речь идет о помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, а также личным подсобным хозяйствам населения.
Такая поддержка осуществляется с 2013 года, государство предоставляет гранты начинающим фермерам, в частности, на развитие семейных животноводческих ферм, а сельскохозяйственным потребительским кооперативам дает гранты для «развития материально-технической базы».
Важное звено
По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России было 205 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 5608 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сообщили в Минсельхозе.
При этом, по данным Всероссийской сельхозпереписи 2016 года, фактически осуществляют деятельность только 62% от общего количества хозяйств, около 11% хозяйств входят в сельхозкооперативы.
C каждым годом, отмечает Счетная палата, число крестьянских (фермерских) хозяйств сокращается: они меняют организационно-правовую форму (перерегистрируются в ООО, переходят в личные подсобные хозяйства), становятся частью крупных агрохолдингов, просто прекращают свою деятельность. Но при этом доля ферм в общем объеме производства сельхозпродукции, наоборот, увеличивается, указывает Счетная палата. В 2013 году вклад крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей равнялся 8,9%, в 2017-м — уже 12,7%.
Основной инструмент поддержки — межбюджетные трансферты: из федерального бюджета регионам предоставляются субсидии на софинансирование их расходных обязательств, связанных с возмещением затрат и финансового обеспечения расходов сельхозпроизводителей. С 2017 года поддержка «малых форм хозяйствования» осуществляется в рамках единой субсидии: в федеральном бюджете заложены средства «на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК».
Несмотря на сформированную нормативно-правовую базу, которая регламентирует цели и условия предоставления господдержки как на федеральном, так и на региональном уровне, существуют «системные недостатки», констатирует в своем отчете аудитор Счетной палаты Алексей Каульбарс. Он приходит к выводу, что в госпрограмме нет системной оценки, насколько результативны предоставляемые субсидии, а размеры грантов и подходы к направлениям их использования меняются практически ежегодно. Например, в 2018 году целевые показатели госпрограммой развития сельского хозяйства не были предусмотрены, а эффективность использования субсидий оценивалась по показателям, определенным в соглашении между Минсельхозом и регионами.
Тихие омуты: как распределяются субсидии и субвенции российского бюджета
Мнение
В ходе проверки были выявлены системные нарушения, связанные с несоблюдением порядка предоставления межбюджетных трансфертов и отсутствием надлежащего контроля со стороны Минсельхоза за их использованием регионами, сообщает Счетная палата. Контроль за представлением регионами отчетности о достижении показателей результативности использования субсидий осуществлялся «формально», отмечается в отчете.
С января 2016 года по ноябрь 2018-го на поддержку фермеров и других малых форм хозяйствования в целом было выделено 58,6 млрд руб., из них более 25,4 млрд руб. были предоставлены в виде грантов, следует из отчета Счетной палаты. Но как выяснилось в ходе проверки, число фермеров, получивших поддержку, оказалось незначительным. В 2016 году этими мерами воспользовались 2,1% от общего числа фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, в 2017-м — только 1,6%.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
«Учитывая, что доля произведенной ими продукции составила, например, в 2017 году 0,6% от общего объема произведенной сельхозпродукции малых форм хозяйствования, меры господдержки пока не оказали существенного влияния на их развитие», — констатировал Каульбарс. Более того, некоторые малые сельхозпроизводители, которые получали поддержку, существенно сократили объемы производства. Например, в Ставропольском крае отдельные получатели грантов на развитие семейных животноводческих ферм сократили в 2017 году объем производства продукции по сравнению с 2015-м в 2,2–9,8 раза, в Башкирии — в 1,2–5,5 раза.
Гранты выделяются фермерам на конкурсной основе по решению региональных конкурсных комиссий. Начинающий фермер может получить максимальный грант в размере 3 млн руб., семейная животноводческая ферма — 30 млн руб., кооператив — 70 млн руб., уточнили в Минсельхозе.
В министерстве напомнили, что господдержка фермеров ограничена лимитами ассигнований федерального бюджета, доведенных до Минсельхоза в рамках госпрограммы. Именно этим объясняется тот факт, что поддержку получают не все фермеры. Например, в 2016 году на грантовую поддержку фермерских хозяйств было направлено около 7,3 млрд руб., а для кооперативов — около 900 млн руб. Учитывая, что на тот момент в России было зарегистрировано 215 тыс. фермерских хозяйств и 6293 сельхозкооператива, гранты удалось выделить только 2% хозяйств и около 3% кооперативов, пояснили в Минсельхозе. Тогда 3665 начинающим фермерам получили в среднем по 1,3 млн руб. на хозяйство, 870 семейных ферм — по 5,2 млн руб., а 165 кооперативов — по 7,7 млн руб.
После того как гранты фермерам стали выделяться из средств «единой» субсидии, Минсельхоз рекомендовал направить на поддержку фермерских хозяйств и сельхозкооперативов не менее 20% средств федерального бюджета «единой» субсидии. В 2017 годы это было 23% общих средств субсидии — 8,9 млрд руб. Число фермеров, получивших поддержку, в 2017 сократилось по сравнению с предыдущим годом, но средний размер грантовой поддержки увеличился. В Минсельхозе снижение числа получателей грантов объясняют в первую очередь тем, что фермеры реализовывали более капиталоемкие проекты не только по производству продукции, но и по ее последующей переработке, «что требует дополнительных вложений». В 2018 году на гранты фермерам и сельхозкооперативам было направлено 11 млрд руб., или 28,2% средств «единой» субсидии. Поддержку получили 2353 начинающих фермера (средний размер гранта составил 2,06 млн руб.), 716 семейных фермы (7,75 млн руб.) и 214 кооператива (15,51 млн руб.).
Гранты — это единственная эффективная форма поддержки, которая доступна для фермеров, настаивает владелец истринской сыроварни «Русский пармезан» Олег Сирота. Он напоминает, что для получения гранта нужен минимум документов и фермеры с удовольствием пользуются этой мерой поддержки. «Русский пармезан» в виде грантов в 2016 году получил 18 млн руб., что позволило запустить коровник на 100 голов, рассказывает Сирота, подчеркивая, что банки неохотно кредитуют фермеров.
Проблема, по словам Сироты, заключается в нехватке средств: есть регионы, где один грант разыгрывается на 100 фермерских хозяйств, где-то с фермеров «требуют откаты». В «благополучном» Подмосковье ситуация другая, отмечает владелец «Русского пармезана»: около 50% подавших заявки хозяйств получают гранты, «если в первый год не получил, то получишь на следующий».
Создание условий для активного развития малого и среднего предпринимательства на селе — одно из приоритетных направлений госполитики в АПК, подчеркнули в Минсельхозе. В министерстве также добавили, что проводят планомерную работу по повышению качества контроля за доведением средств господдержки до получателей.