Потенциальные незаконные финансовые потоки в торговле России с индустриально развитыми странами составили $45 млрд в 2015 году, оценила организация Global Financial Integrity. Это четвертое место после Китая, Мексики и Польши
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости
Глобальная неправительственная организация Global Financial Integrity (GFI) опубликовала отчет о нелегальных финансовых потоках развивающихся стран (*.pdf). Организация оценила на базе статистики ООН и МВФ потенциальные объемы незаконных денежных потоков в торговле этих стран с индустриально развитыми экономиками за 2015 год.
Нелегальные финансовые потоки в торговых операциях России могли составить почти $45 млрд, следует из расчетов GFI по базе данных ООН, посвященных статистике торговли товарами Comtrade. Эта цифра складывается из оценки потенциального незаконного притока средств в Россию в $24,6 млрд и оттока из России в $20,4 млрд.
Полученные GFI цифры — это оценки фальсификации данных в счетах-фактурах при импортно-экспортных операциях. Неверные сведения о цене или количестве поставляемых товаров указываются для отмывания денег, уменьшения размера подлежащих уплате импортных пошлин или обхода ограничений при ввозе/вывозе капитала. Например, российский импортер может занижать стоимость товаров в счетах-фактурах, чтобы платить меньше импортных пошлин. Или российский экспортер может вступить в сговор с зарубежным импортером — отгрузить товар по меньшей цене, чем указана в счете-фактуре, чтобы нелегально вывести разницу за границу.
Таможня описала три схемы вывода денег за границу
Общество
Показатель России относительно искажения данных в счетах-фактурах на $45 млрд — четвертый после Китая ($376,4 млрд), Мексики ($67 млрд) и Польши ($47,2 млрд).
Крупные объемы занижения и завышения стоимости товаров в счетах-фактурах также демонстрируют Малайзия ($39 млрд), Индия ($32,4 млрд) и Таиланд ($28,9 млрд).
Около 21% всего задекларированного объема импортно-экспортных операций России со странами с развитыми экономиками — потенциальная фальсификация, следует из данных GFI. Это не самый высокий показатель: он уступает Сьерра-Леоне (39,8%), Грузии (34%), Ботсване (31,8%), Мальдивам (29,6%), Эфиопии (29,3%), Багамам (29%), Камеруну (26%), Филиппинам (25%) и др.
В этом году GFI впервые использовала данные Comtrade для оценки нелегальных финансовых потоков в торговле. Они более детально отражают глобальную торговую активность отдельной страны, чем данные дирекции торговой статистики МВФ, на которые GFI опиралась ранее. Исходя из данных МВФ, потенциальные объемы нелегальных финансовых потоков в торговле России оказываются выше — почти $96 млрд за 2015 год — как, впрочем, и для других стран.
В российской статистике к сомнительным операциям также относят неполученную экспортную выручку (когда фирма-однодневка отправляет за границу товар, а деньги остаются за рубежом), не полученные услуги по экспортным контрактам. К этому также нужно прибавлять статью «Чистые ошибки и пропуски» из платежного баланса — за ней также может скрываться определенная доля теневых операций. За девять месяцев 2018 года эта статья составила $6,3 млрд, следует из данных Банка России.