Представители России, приехавшие на Давосский форум, на специализированной сессии рассказали об укреплении национальной экономики, сокращении числа бизнесменов в тюрьмах и проблемах США, процитировав Уинстона Черчилля
Фото: Simon Dawson / Bloomberg
В чем заключается роль России в нынешнем глобальном мире? На такой вопрос попросили ответить министра экономического развития Максима Орешкина, бизнес-омбудсмена Бориса Титова, главу Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева и президента Татарстана Рустама Минниханова на сессии о сохранении конкурентоспособности России, которая прошла в среду на Всемирном экономическом форуме в Давосе. РБК выбрал ключевые моменты выступлений на «русской» сессии Давоса.
О США, Европе и роли России в мире
Перед тем как говорить о роли России, нужно понять, что происходит в мире, заявил Орешкин. Нынешняя волатильность в США и Европе — неравенство в доходах, рост цен на образование — долгосрочная проблема, в результате которой возникает политическая нестабильность, например «желтые жилеты» во Франции.
Найти быстрое решение невозможно, считает Орешкин: «Посмотрите, например, на США, на торговые войны. Они (власти США. — РБК) пытаются перенаправить недовольство части населения Соединенных Штатов, показывая врага — Китай, Россию — как основную причину бедности, отсутствия роста доходов, роста цен на здравоохранение и образование». Врагов пытаются находить за пределами страны, но они находятся внутри, сказал российский министр, — это долгосрочные проблемы экономической политики. Российские власти, в свою очередь, занимаются строительством долгосрочной стабильной экономической политики, отметил он.
Число стран, с которыми отношения улучшаются, гораздо больше числа тех, с кем они становятся хуже, сказал Орешкин, напомнив, что уже называл это ренессансом: товарооборот с Европой вырос в последние годы на десятки процентов, идут переговоры по переходу с доллара на евро во взаиморасчетах, а европейский бизнес участвует в крупных инвестпроектах, в частности «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ».
Даже если посмотреть на данные по торговле между Россией и США, они будут выше, чем годом ранее, подчеркнул Орешкин, хотя в целом цифра маленькая, но динамика позитивная.
«Все эти заявления, все эти политические инициативы носят краткосрочный характер. Американское общество должно смотреть на внутренние проблемы, которые реальны и которые являются источником политических сдвигов», — сказал российский министр в Давосе.
О Черчилле и национальных интересах
«Мы встречаемся каждый год в Давосе и ждем, что следующий год будет лучше. Но этого не происходит», — отметил Кирилл Дмитриев. Большинство людей в мире находятся в состоянии войны, хоть и не в буквальном смысле, считает он. США против Китая, республиканцы против демократов в Америке, «желтые жилеты» против французских властей. Это негативное состояние, а Россия хочет быть позитивным игроком, заявил Дмитриев.
Кирилл Дмитриев
(Фото: Jason Alden / Bloomberg)
Глава РФПИ с оговоркой процитировал Уинстона Черчилля: «Россия — это загадка, окутанная тайной, покрытой мраком неизвестности. Но люди не используют полную цитату: «Я не могу прогнозировать действия России. Россия — это загадка, окутанная тайной, покрытой мраком неизвестности. Но, возможно, существует ключ, и этот ключ — национальный интерес России».
Не все понимают этот национальный интерес, и пример тому — чемпионат мира, сказал Дмитриев: многие туристы ожидали закрытости и отстраненности россиян, но, приехав, увидели обратное. Россия строит партнерство с ведущими экономиками мира, а Саудовская Аравия уже инвестировала в российские проекты $2,5 млрд, добавил он, обосновывая открытость страны. Сотрудничество с Саудовской Аравией, в том числе в формате ОПЕК+, — пример того, как в нынешнем «фрагментированном» мире партнерство можно построить за два-три года, считает глава РФПИ.
О санкциях
Президент Татарстана Рустам Минниханов рассказал, что ни одна зарубежная компания не ушла из его республики «за время политических разногласий». «На уровне бизнеса мы не ощущаем каких-либо сложностей, но на уровне политиков ощущаем. Тем не менее мы сохранили все наши отношения и с американскими, и с европейскими компаниями. Сейчас активно работаем с арабским миром, с Юго-Восточной Азией, особенно с Китаем», — сказал Минниханов. Позднее, впрочем, он добавил, что компании региона ощущают эффект от санкций при взаимодействии с банками.
Санкции влияют на финансовые рынки, но после 2015 года экономика начала восстанавливаться благодаря бюджетному правилу и инфляционному таргетированию, сказал Орешкин. А сейчас правительство занимается улучшением делового климата, чтобы создать устойчивую среду для роста экономики.
При этом западные санкции ослабляют либеральную повестку в России, заявил Дмитриев. Ограничения заставляют людей думать, что им не нужны связи с Западом, объяснил он аудитории Давоса.
О внутренних проблемах
Проблемы, которые стоят перед некрупным бизнесом в России, в основном связаны с экономической политикой властей, а не с санкциями или торговыми войнами — о них предприниматели лишь читают в газетах, заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов. Должность омбудсмена предусматривает концентрацию на «плохих новостях», подчеркнул он.
Не все вопросы решены — есть проблемы с бизнес-климатом, коррупцией, бюрократией, незаконным уголовным давлением на бизнес, сказал Титов: «Но в каком-то смысле мы нашли способ справляться с этим. Мы ведем довольно много программ. Мы по-прежнему не в той позиции, чтобы говорить, что мы решили имеющиеся проблемы, но мы уже сделали первый шаг».
«У нас меньше людей (бизнесменов. — РБК) в тюрьме, меньше судебных дел, чем раньше», — заявил Титов. Риски ведения бизнеса высоки, но меньше, чем раньше, в тех же 1990-х, и меньше, чем в других странах БРИКС, подчеркнул он.
О России после Путина
Еще одним вопросом дискуссии традиционно стала судьба России после ухода президента Владимира Путина со своего поста. Власти ориентируются на долгосрочный период, чтобы понимать, как будет выглядеть страна через десятки лет и как сделать ее лучше, ответил Орешкин. Титов напомнил, что и сам участвовал в выборах и набрал 1%, чем вызвал смех в зале. Россия нуждается в переменах, но в первую очередь они должны затрагивать экономику и вести к уходу от нефтяной зависимости. Политические перемены в ближайшем будущем не нужны, считает бизнес-омбудсмен.
Видео: РБК
Судьба российской делегации в Давосе
Визит российских чиновников и бизнесменов на Давосский форум в этом году оказался под вопросом. Организаторы ВЭФ отказались приглашать главу ВТБ Андрея Костина, совладельца Rusal Олега Дерипаску и владельца «Реновы» Виктора Вексельберга, попавших под санкции США. В ответ премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Россия откажется от участия в форуме, если организаторы не изменят своего решения относительно российских бизнесменов. Впоследствии ВЭФ отказался от этих запретов. Российскую правительственную делегацию, которую в прошлые годы возглавляли чиновники в ранге вице-премьера, на сей раз возглавил министр экономического развития Максим Орешкин. Других членов кабинета в Давосе сейчас нет.
От бизнеса форум решили посетить Дмитриев, Вексельберг, Костин, глава Сбербанка Герман Греф, владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков, основатель USM Holdings Алишер Усманов, совладелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс, глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон, основной бенефициар НЛМК Владимир Лисин, основной акционер «Северстали» Алексей Мордашов, основной бенефициар ТМК Дмитрий Пумпянский, глава «ФосАгро» Андрей Гурьев. Олег Дерипаска отказался от участия в ВЭФ.