На фото: дом для переселения жителей по программе реновации в Москве (Фото: Станислав Красильников/ТАСС)
Стартовавшая немногим более года назад программа реновации бескомпромиссно разделила Москву на два полярных лагеря. И все это время представители одного под лозунгом «Руки прочь от наших домов» деятельно пытались эту программу остановить, в то время как их оппоненты, скандируя «Хуже хрущевки уже ничего не может быть», предпринимали не менее активные телодвижения, чтобы ускорить процесс переезда в новые дома. Но, видимо. где-то что-то пошло не так, и к настоящему моменту радужные надежды на светлое будущее многих сторонников «собянинского сноса» заметно поблекли и стали довольно активно рушиться.
Первое «фи» качеству предоставляемых квартир и уровню организации этого процесса переселенцы сказали еще в феврале 2018 года (см. материал «СП» «Откровения участницы реновации: Что втюхивают москвичам вместо «хрущевок»). Правда, тогда защитники программы поспешили списать все на экзальтированность граждан и объяснили происходящее неизбежностью технических накладок в самом начале такого трудоемкого процесса. Однако на излете 2018 года, после бравурных чиновничьих отчетов о том, что процесс переселения набирает обороты и уже практически поставлен на поток, недовольство стали проявлять даже те, кто стоял в самом авангарде сторонников сноса «хрущевок».
Читайте также
Не судьба: Кому в 2019-м нельзя покупать и продавать жилье
Прогнозы от астролога: Каким знакам Зодиака повезет в сделках с недвижимостью
Вот лишь несколько постов, размещенных пользователями соцсетей в сообществах сторонников реновации (орфография и пунктуация оригинала сохранены).
«Ну что, сопровождал сегодня „оператора“ с хорошей техникой на Профсоюзную 96−1. Сделали фото и видеообзоры 1 и 3-ки, зафиксировали косяки и грубые нарушения строительных нормативов. Трещины и протечки».
«Выявлены нарушения конструктивно-строительных и противопожарных нормативов и Закона Москвы О дополнительных гарантиях… По одной из квартир будет проведена экспертиза».
«В ванной коммуникации для стиральной машины выведены так что свою любимую служившую верой и правдой стиральную машину со стандартной загрузкой с лицевой стороны уже не подключить, либо покупаешь с вертикальной, либо переделываешь заново. На кухне ощущается простор, после своих родных 5 метров, но окон катастрофически не хватает, очень темно даже днём, а это 12-й этаж! Комнатка ощутимо меньше чем в пятиэтажке, плюс съедает жизненное пространство „полуэркер“, отчего комната кажется ещё меньше (разница 4 кв. метра!). Не встроенный электрощит в коридоре также съедает полезную площадь».
«Мне кажется, там справа на первом этаже, на стене кто-то начал писать ответ на вопрос „как вам там живётся?“ и кто-то провалился в подвал, не дописав ответ».
«А как же шоурумы и слова Собянина о том, что «новые квартиры будут точь-в-точь как те, что представлены в шоуруме. Площадь линеек 58 м² с кухней 9.5 м2, распашонки 57 м² с такой же кухней. И площадь новых квартир увеличится почти на 30%». Я это не из головы беру же. Удобно прикрываться буквой закона в этом случае 🙂 Или вот, пишу я во все инстанции — ребята, вот ГОСТ про решетки, вот текст, вот пожарные СНИПы. А в ответ получаю — стекло в витражных конструкциях ГОСТ такой-то. Разве я спрашивала про стекло? Я же задала конкретный вопрос. И так вот и играем в болванов.
И да, я пишу про ответ. Т. к своими глазами видела его. Собственно, я получаю такой же ответ на все свои письма — ждем вас для заключения договора. Или вот наша встреча с префектом. На камеру, он, так же как и Сорокин говорит — вам будут предоставлены другие дома для рассмотрения. А при личной встрече — пардоньте, для вас только 58 дом и никакие другие варианты не предусмотрены. Так и живем."
И это еще мягкие, практически литературные отзывы. Более эмоциональные по этическим соображениям все же пришлось подвергнуть некоторой цензуре перед публикацией.
«Дом построен из *** (продуктов жизнедеятельности человека — ред.) и палок. Со всеми возможными нарушениями многих законов и нормативов. Трёшка, сляпанная из двух однушек иных эмоций, кроме зычного мата ни у кого не вызывала. … Жить там нереально, разве что какому студенту, который надоел родителям. Но это, в принципе, то же самое. Некоторым, вдруг, понравились двушки. Хотя в наше время комната в 10,8 метра вызывает искреннее недоумение. Равно как и кухни 8 с копейками во всех квартирах. Ради любопытства узнал, какая компенсация предлагается однушкам. Маленькой, той где жилая 17,3−17, 5 — меньше 100 тыр уже с вычетом налогов. Большим, с жилой 20.3−20.5 — порядка 730 тыр. так же уже за вычетом 13%. … На верхних этажах трещины в боковых стенках лоджий и свежезамазанные трещины (женщина руку в краске испачкала и полосы видны) в стенке лифтовой шахты. Снаружи межпанельные швы замазаны густым герметиком, чтобы не было видно, как там сделан растворный шов.))) Швы самых разных размеров — от 10 до 1 см. Причем вертикальные по высоте меняют ширину.
Ну все остальное будет подробно изложено в коллективном иске с требованием вывести этот дом из стартовых и запретить переселение в него по реновации. Кто туда рвется могут обижаться. но другого способа защитить интересы трешечников, однушечников и некоторых двушечников просто нет. Давайте спокойно ждать строительства нормальных домов. Такого не строили даже в худшие советские и постсоветские годы".
«Нам предложили двушку в 58 доме на 13 этаже. Панорамные балконы с толщиной стекла 5 мм без защитных ограждений, что недопустимо по госту. Т. к панорамное остекленение возможно только с ограждением. У нас маленький ребенок, это банально не безопасно. Второй существенный минус — в линейках кухни 7.5 м, вместо обещаных 10 м². Ладно **** (фиг бы — ред.) с ними с метрами, там такая идиотская планировка, что ни одна нормальная кухня туда не встанет из-за расположения окна. Узкий коридор в который не встанет ни один шкаф из-за расположения дверей выходящих в него комнат и счетчиков на стенах. А т. к в квартире не предусмотрено ни одной кладовки, вопрос грамотного распределения вещей стоит остро. Ванная тоже с нарушениями сделана. Ну и площадь квартир 50 м². При том, что переселенцы первой волны в нашем районе получили двушки от 55 до 63 м², с минимальной площадью кухни 9.5м2. Я думаю, что если бы ваши соседи получили 63 квадрата, а вы имея точно такую же изначальную площадь в хрущевке, как и они, получив 50 м², тоже задались бы логичным вопросом — какого ***** (ближайший синоним — рожна, ред.)? И почему моя семья хуже чем их? Отсюда и такая бурная реакция на эти дома, подогреваемая полным нежеланием властей идти хоть чуть-чуть на встречу людям».
Но вот что интересно. Обсуждая все недостатки новых домов, переселенцы обязательно уточняют — да, многоэтажки, куда они переезжают, изначально строились не по программе реновации (хотя глава столичного Департамента строительства Андрей Бочкарев не раз и не два заявлял журналистам — переселять жителей станут в те дома, которые были переделаны под стандарты программы — «СП»). При этом они выражают надежду, что уж вот те самые, по-настоящему «реновационные» высотки уж точно будут лучше.
На первых взгляд, эти чаяния москвичей вполне могут осуществиться.
Читайте также
Минтруда — родителям инвалидов: Моя твоя не понимайт
Кто такие ЛОУ и почему они не нужны государству
И в самом-то деле, не зря же на официальном сайте мэра Москвы были опубликованы требования к районам, затронутым реновацией. Главная цель — создать в кварталах комфортную, безопасную, удобную и привлекательную городскую среду. «Сегодня мы рассмотрим ряд важных решений по программе реновации. В частности, утвердим положение о специальном фонде реновации для управления процессами по застройке новых кварталов, а также стандарты благоустройства и отделки. Речь идет о создании комфортных территорий новых кварталов, которые бы включали современные детские площадки для детей разных возрастов, качественное озеленение, достаточное парковочное пространство», — сказал Сергей Собянин.
И уж, наверное, не просто так, мэрия Москвы определила принципы, лежащие в основе структуры новых микрорайонов:
— эффективное использование земельных ресурсов;
— повышение проницаемости территории за счет создания публичных пространств;
— формирование комфортного микроклимата и высадка крупномерных деревьев;
— создание подземных парковок, что позволит сделать дворы без автомобилей;
— отсутствие транзитного движения транспорта во дворах;
— приоритетный вынос коммунально-бытовых объектов из дворового пространства.
Но тут есть один серьезный нюанс, который заставляет серьезно усомниться в том, что все эти благие намерения будут действительно воплощены в жизнь.
Практически все ведущие СМИ на днях сообщили, что крупнейшим подрядчиком Фонда реновации Москвы оказалась скандально известная группа компаний «ПИК» Сергея Гордеева. Структура группы «МФС-ПИК» в течение года получила контракты на строительство домов для жильцов предназначенных под снос «хрущевок» на 40 млиллиардов рублей.
Однако строительные проекты все той же ГК «ПИК» давно стали настоящей головной болью для многих жителей Красногорского района Подмосковья и Москвы. Особое раздражение у людей вызывают такие проекты, как ЖК «Ильинские луга», а также микрорайон Путилково и Бутово.
В первом случае, уверяют представители местных инициативных групп, строительство ведётся в природоохранной зоне. К тому же, по их словам, застройщик даже не согласовал подключение домов к воде и канализации в местном водоканале.
«Люди, вложившие свои личные деньги, оказались заложниками бетонных гетто. Жители не могут выехать утром на работу, не могут вечером заехать в свои районы, — сетует житель Путилково Станислав Смагин. — Огромные очереди в детские сады на несколько лет вперед и молодые мамочки вынуждены сидеть дома с детьми до школы, теряя квалификацию! Поликлиник, школ, пожарного депо, станций скорой помощи, отделов полиций — просто нет!»
Читайте также
2019-й: Ни продавать, ни покупать жилье будет некому
Кто может, но не хочет спасти рынок недвижимости от такой незавидной судьбы
Во всех трех ЖК, продолжает перечислять недочеты активист, совсем отсутствуют парковки. Люди заехали и вынуждены парковаться в 4−5 рядов. Дома построены на 300−1000 квартир, а гостевых мест около дома от силы 50. Никакая скорая помощь, полиция или пожарная техника не проедет после 21 часа в район. Путилково, по его словам, уже пережило 2 пожара. В первом пострадала вся семья и полностью выгорела квартира, во втором, к счастью, обошлось без жертв, но все имущество сгорело.
Поликлиник, подчеркивает Смагин, тоже нет, люди с высокой температурой и грудными детьми вынуждены ездить в другие районы. Это очень тяжело, затратно и опасно, но врачи на дом не приходят. В том же Путилково уже был смертельный случай — девушка гуляла на улице с ребенком и ей стало плохо. В итоге умерла она за 15 минут до приезда врачей, которые добирались до места полтора часа. Другая жительница Путилково вообще вынуждена была принимать роды у своей соседки.
«За два с половиной года, — подчеркивает Станислав Смагин, — ГК «ПИК» не построила ни одного объекта инфраструктуры! Как же будет строить она инфрастуктуру в районах, предназначенных для реновации? Ведь плотность населения при реновации возрастет в 5−6 раз! А значит, нужны будут дополнительные места в школах и детских садах, нужны будут дополнительные поликлиники, опорные пункты и отделения полиции, пожарные депо, станции скорой помощи, физкультурно-оздоровительные и культурные центры. Но ПИК на всех совещаниях смело заявляет: «Мы умеем строить только бетонные коробки, никакие другие объекты мы строить не будем!». Как же группа ПИК получила почти половину подрядов в рамках московской программы реновации?
Вполне вероятно, что вместо публичных пространств и высадки крупномерных деревьев будут появляться все новые и новые высотные башни-человейники. Как раз так же, как в Путилково вместо культурного центра растет 25-этажный дом".
Проблемы реновации: Реновация: Вырубив парки, мэрия посеет травку на крышах