Российский футбол вновь ушел в убыток :: Бизнес :: РБК

Российский футбол вновь ушел в убыток :: Бизнес :: РБК

Клубы российской премьер-лиги в год перед чемпионатом мира показали совокупный чистый убыток 1,7 млрд руб., подсчитала PwC. Футбол в России хронически убыточен: за последние шесть лет на прибыль удалось выйти лишь в 2016 году

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Суммарные доходы клубов российской премьер-лиги (РПЛ), высшей лиги российского футбола, в 2017 году составили 56,8 млрд руб., а расходы — 58,5 млрд. Таким образом, финансовый результат оказался отрицательным (минус 1,7 млрд руб.) в пятый раз за последние шесть лет, показало исследование аудиторско-консалтинговой компании PwC и РПЛ, представленное сегодня в Москве (.pdf).

В 2016 году клубам РПЛ удалось показать чистую прибыль в 3,2 млрд руб. при рекордных доходах в 63,3 млрд руб. и расходах в 60,1 млрд руб., писал РБК.

Финансовый дефицит 2017 года обусловлен преимущественно трансферами (переходами) игроков: клубы впервые за три года ушли в минус по трансферному балансу (расходы на приобретение игроков оказались выше доходов от их продажи). Доходы от футбольных трансферов в 2017 году оценены в €122 млн, а расходы — в €184 млн. Кроме того, незначительно сократились целевые поступления и пожертвования (фактически дотации от владельцев, региональных властей и т.д.).

Но коммерческие доходы российского футбола растут, следует из данных PwC: так, поступления от спонсоров и прочие коммерческие поступления в 2017 году выросли до 29,5 млрд руб. (с 27,8 млрд руб. годом ранее), а доходы от реализации билетов и матчевых мероприятий — с 3 млрд до 4,4 млрд руб.

«Благодаря новой инфраструктуре и работе с болельщиками клубы РПЛ продолжают увеличивать свои доходы от продажи билетов и матчевых мероприятий. Спонсорские и коммерческие доходы также продолжают расти, причем их доля составляет уже более 50%. В то же время прочие доходы клубов, куда входят доходы от трансферной деятельности, операций с недвижимостью и прочей деятельности, не связанной с футболом, значительно сокращаются», — говорится в исследовании.

В российском футболе все еще типична ситуация, при которой клубы фактически остаются убыточными для своих владельцев, даже если формально показывают положительный финансовый результат. Значительная часть выручки формируется за счет вливаний средств собственника, оформленных как спонсорские контракты или целевые дотации.

«В России немного по-другому структурированы доходы [в футболе], чем, например, в Англии или Германии. И когда УЕФА (руководящий орган европейского футбола. — РБК) пытается нас сравнивать и судить по одинаковым правилам, возникают сравнения не в нашу пользу. У нормального европейского клуба доходы от реализации медиаправ составляют как минимум треть или даже до половины всех доходов. А мы вынуждены гордиться тем, что нарастили эту долю с 3,5 до 4,6%», — сказал на презентации исследования партнер PwC в России, руководитель практики оказания консультационных услуг компаниям спортивной индустрии Олег Малышев. «У нас есть достаточно много и с каждым годом становится все больше абсолютно коммерческих спонсорских историй, но есть истории, где либо владелец, либо генеральный спонсор поддерживает клуб в рамках спонсорской программы. Эта пропорция меняется в лучшую сторону», — заверил он.

По словам генерального директора футбольного клуба «Локомотив» Ильи Геркуса, российский футбол все еще «находится в переходном периоде» — «вся экономика перешла на рыночные рельсы, а футбол еще пока не перешел». «У нас медиарынка, в который можно было бы встроиться и откуда можно было бы качать деньги, не было исторически, не сложилось. А спорт — это самая зависимая от платного телевидения индустрия», — объяснил Геркус, отвечая на вопрос РБК. В Великобритании, на которую весь мир равняется с точки зрения коммерческой успешности футбольной лиги, флагманом была медиакомпания Sky: «Английская премьер-лига к Sky прицепилась, и за счет Sky они достигли своих миллиардов». «У нас такого флагмана, за которым можно было бы пристроиться, нет, а донор — это, понятно, государство, в этом стыдного ничего нет, это особенность экономики. У нас экономика так перешла [к рынку] без огромного куска медиаденег», — сказал гендиректор «Локомотива».

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий