Есть ли будущее у российского лёгкого истребителя?
На протяжении 35 лет ВВС и ВМФ нашей страны эксплуатируют лёгкий фронтовой истребитель МиГ-29, который в НАТО прозвали «Точкой опоры». Машина до сих пор поражает своей хищной изящностью и необычайной манёвренностью. Однако спрос на МиГ-29 и его модернизированные версии неуклонно падает как в России, так и в мире.
Подобное положение дел ставит под угрозу существование АО «РСК «МиГ» (подмосковные Луховицы) в виде самостоятельного предприятия. Последние годы в СМИ ходят упорные слухи о том, что корпорацию объединят (а по сути — присоединят) с ПАО «Компания «Сухой».
В «МиГе» всегда воздерживались от комментариев на эту тему, но ещё в прошлом году точку поставил глава Минпромторга Денис Мантуров. В августе 2017 года он заявил агентству ТАСС о том, что два производителя оперативно-тактической авиации будут объединены в один дивизион в рамках Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК).
«МиГ» и «Сухой» исторически являются соперниками. В случае объединения «МиГ» (с учётом текущих негативных тенденций) неизбежно превратиться в филиал «Сухого». Чтобы не допустить такого развития событий, корпорация Микояна и Гуревича пыталась и продолжает пытаться доказать государству жизнеспособность своей уникальной продукции.
Важнейшим проектом корпорации стала разработка в инициативном порядке МиГ-35, который заявлен как «многофункциональный лёгкий истребитель поколения 4++». Его презентация стала главным событием на МАКС-2017 в подмосковном Жуковском. Эта машина должна в перспективе полностью заменить парк 29-х. Однако, по информации «Коммерсанта», до 2025 года Минобороны РФ готово приобрести только 24 машины. В августе 2018 года военные подписали на контракт на поставку шести МиГ-35.
Надежды корпорации связаны с продажами за рубеж. Гендиректор предприятия Илья Тарасенко неоднократно говорил, что МиГ-35 может быть востребован в десятках странах мира и, в частности, там, где эксплуатируются МиГ-29. Конечно, покупать российские машины все эксплуатанты не будут. Очевидно, что МиГ-35 не будет поставлен в страны Восточной Европы (входят в НАТО), но, судя по всему, корпорация планирует добиться успеха в Индии, странах Северной Африки, Юго-Восточной Азии и, возможно, Южной Америки.
В СМИ можно встретить немыслимое количество хвалебных отзывов о МиГ-29 и МиГ-35. Это действительно надёжные, неприхотливые, простые в обслуживании, манёвренные и недорогие машины. Однако, как не без сожаления признают эксперты, МиГ-29 безнадёжно проиграл конкуренцию более тяжёлым собратьям. Будущее истребительной авиации — за многофункциональными авиационными комплексами, боевая нагрузка которых превышает 8 тонн.
«Если анализировать события последних лет, то становится очевидной тенденция к унификации оперативно-тактической авиации. Да, это не быстрый процесс и окончательного решения пока нет. Но, скорее всего, через определённое время не будет никаких лёгких или тяжёлых истребителей. Логичнее, чтобы появилось одно семейство, которое будет одинаково хорошо выполнять задачи по прикрытию и нанесению наземных ударов. В конце концов это обосновано, в том числе экономическими причинами. Разнообразие видов военной техники, как правило, в принципе не идёт на пользу Вооружённым силам», — отметил в беседе с РП основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.
Как известно, эффективность боевой авиации определяется двумя критическими показателями: боевая нагрузка и боевой радиус, то есть сколько оружия может взять самолёт и на каком расстоянии он может его применить. Модернизированные версии МиГ-29 и МиГ-35 заметно уступают по обоим параметрам самолётам четвертого поколения «Сухого» и Су-57, который относится к пятому поколению.
Например, боевая нагрузка МиГ-29 составляет более 2 тонн, радиус — несколько сотен километров. У МиГ-35 эти показатели заметно выше, но всё равно не дотягивают до большинства «сушек», которые в массовом количестве были закуплены Минобороны в последние 10-15 лет. Также МиГи уступают заклятому противнику из США — F-16 c боевой нагрузкой 5,4 тонны и боевым радиусом 4,2 тысячи километров.
«Стоит отметить, что МиГ-29 непрерывно совершенствовался. Увеличивалась ёмкость топливной системы, современные лёгкие истребители могут дозаправляться в воздухе, на некоторых образцах реализованы элементы стелс-технологий. Кроме того, МиГ-29М и МиГ-35 обладают весьма неплохим бортовым оборудованием. Но несмотря на всё это, очень сложно сказать, найдётся ли лёгкому истребителю место в российских ВКС», — констатировал Корнев.
По мнению эксперта, у продукции «МиГ» могут быть шансы на зарубежном рынке. Командование иностранных ВВС может привлечь выгодная цена и простота в обслуживании. Для ряда небогатых стран покупка МиГ-29М или МиГ-35 является оптимальным способом обновить оперативно-тактическую авиацию. Например, в 2017 -2018 годах несколько МиГ-29 получила Сербия.
В настоящее время, чтобы поддержать производственные мощности корпорации Микояна и Гуревича, государство разместило на предприятии серийное производство турбовинтовых самолётов Ил-114-300 (будет запущено в 2021году).
Кроме того, «МиГ» наверняка останется на плаву благодаря новой жизни, которую получил истребитель-перехватчик МиГ-31, единственный на текущий момент носитель аэробаллистической гиперзвуковой ракеты «Кинжал». Вполне возможно, что через несколько лет корпорация представит перехватчик МиГ-41. По крайней мере работы по этому проекту уже ведутся. Если Россия сохранит статус авианосной державы, то «МиГ» может получить заказы на поставку МиГ-29К или более совершенных корабельных версий.
В чём же причина неизбежного исчезновения концепции применения лёгкого истребителя?
Корпорация Микояна и Гуревича не по своей воле оказалась в своеобразной ловушке, виной которой холодная война. Готовясь к масштабному противостоянию с НАТО, военное руководство СССР разделило истребители на два вида: лёгкие (взлётной массой порядка 15 тонн) и тяжёлые (около 20 тонн). Лёгкие должны были прикрывать наземные войска у линии фронта, а тяжёлые — бороться с авиацией противника на дальних рубежах или в глубине его обороны.
Помимо этого, советское руководство стремилось сэкономить на расходах на оперативно-тактическую авиацию, содержание которой оказывало существенную нагрузку на бюджет. МиГ-29 задумывался как дешёвый в производстве самолёт. На небольшой боевой радиус и маленькую боевую нагрузку было решено закрыть глаза. Неудивительно, что с окончанием холодной войны, когда задачи перед армией полностью поменялись, МиГ-29 так и не нашли применения.
Самолёт не подходит ни для патрулирования воздушного пространства, ни для борьбы с авиацией противника, ни для перехвата, ни для нанесения ударов по наземным целям. Гораздо эффективнее все эти задачи выполняют Су-27, Су-30, Су-34 и Су-35, несмотря на более высокую стоимость.