Какая судьба ожидает многострадальный российский авианосец после ЧП с плавучим доком?
Ремонт тяжёлого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143.5 «Адмирала Кузнецова» едва не обернулся его потерей. В ночь на 30 октября при проведении операции по спуску на воду единственного авианосца ВМФ плавучий док ПД-50, в котором находился корабль, начал резко погружаться в воду. Инцидент произошёл на 82-м судоремонтном заводе (СРЗ) в Росляково (район Мурманска).
Нерасчётное погружение
Авианосец получил пробоину 4 на 5 метров после падения одного из одного из двух башенных кранов, и был спасён благодаря профессионализму экипажа и моряков, управлявших буксирами.
Как сообщил глава Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, «Кузнецову» не был нанесён серьёзный материальный ущерб. По его словам, кран повредил конструкции, «которые ремонтируются легко и быстро». «Это стандартная работа наших сварщиков, которая займёт неделю-полторы», — уточнил Рахманов.
«На палубу («Кузнецова») упал кран с высоты примерно 15 метров, понятно, что там есть и повреждения корпуса, и повреждения палубы, но, к счастью, это произошло на тех участках, которые не связаны с эксплуатацией какого-то жизненно важного оборудования крейсера», — добавил Рахманов.
В результате аварии пострадали четыре человека, один из них находится в тяжёлом состоянии, ещё один пропал без вести. Предположительно, все пострадавшие входят в команду ПД-50. Они упали в воду, получили травмы и переохлаждение.
По поводу случившегося в СМИ появились две основные версии. Как сообщают «Известия», авария могла быть вызвана сбоем в энергоснабжении плавучего дока. По версии газеты, ПД-50 должен был перейти на собственное питание, однако этого не произошло. Причиной тому стало отсутствие горючего для дизель-генераторов и сокращение моторной команды плавдока.
Несколько иную трактовку предоставил представитель компании «Звездочка», куда входит СРЗ-82, Евгений Гладышев. По его мнению, при спуске «Кузнецова» на воду на берегу произошёл скачок напряжения. Это привело к остановке работы насосов и «нерасчётному погружению» ПД-50. «Россети» отвергают какую-либо причастность к трагедии, ссылаясь на результаты внутренней проверки.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту нарушений правил безопасности. На текущий момент силовики не давали комментарии по возможной причине аварии. Расследованием обстоятельств аварии также займётся специально организованная комиссия, куда войдут сотрудники Минпромторга, Минобороны и «заинтересованных организаций». Сейчас авианосец находится на причале судоремонтного завода. Водолазы изучают подводную часть корпуса корабля на предмет возможных повреждений.
Удар по судостроению
В ближайшее время власти РФ должны решить судьбу затонувшего дока. ПД-50 проекта 7454 был единственным в европейской части страны плавучим доком, способным обслуживать корабли водоизмещением порядка 80 тыс. тонн. ПД-50 был построен по заказу ВМФ СССР на верфи Gotaverken Arendal (Арендаль, Швеция).
У России есть ещё один аналогичный по характеристикам док — ПД-41, которым владеет 30-й судоремонтный завод в посёлке Дунай (Приморский край. Тихоокеанский флот). Его грузоподъёмность также составляет 80 тысяч тонн. Плавдок был построен в Японии в 1978 году.
Как заявил вице-премьер РФ Юрий Борисов, поднимать ПД-50 или нет решит специальная комиссия. Правда, по сообщению Минпромторга, без подъёма будет невозможно установить причину аварии.
В любом случае потеря дока обернётся серьёзным ударом по судостроительной промышленности РФ. ПД-50 обслуживает не только «Кузнецова». Он необходим для ремонта других крупных кораблей и атомных подлодок. Учитывая, что даже в советские годы Москва закупала плавдоки у «капиталистов», современная Россия вряд ли обладает технологиями строительства подобных объектов и средствами на эти цели.
«Наличие у предприятия единственного в Европейской части России плавучего дока грузоподъёмностью 80 тысяч тонн и площадью стапель-палубы 23 тысячи квадратных метров (ПД-50) делает его единственным в регионе исполнителем докового ремонта крупнотоннажных кораблей, стратегических атомных подводных лодок, транспортных судов водоизмещением свыше 25 тысяч тонн», — констатировали на 82-м СРЗ.
Однако даже если ПД-50 будет поднят, на его восстановление потребуется как минимум несколько месяцев и, возможно, десятки миллионов долларов. На текущий момент специалисты воздерживаются от комментариев по поводу целесообразности подъёма ПД-50. Не исключено, что собственными силами подобную операцию Россия провести не в состоянии.
Что будет дальше с «Кузнецовым»? В «Звездочке» уверяют, что на сроках ремонта авария сказаться не должна, а услуги плавдока авианосцу больше не потребуются.
Ремонт ТАВКР начался весной 2018 года. Согласование его технического задания затянулось более чем на год. В итоге было решено заменить работающую на мазуте главную энергетическую установку (ГЭУ), оснастить корабль новым радиоэлектронным оборудованием, системой ПВО большой дальности «Полимент-Редут» и ЗРК ближнего радиуса «Панцирь-М». Ремонт позволит эксплуатировать авианосец в ближайшие 15-20 лет. На обновление ТАВКР, по разным данным, потратят от 50 до 62 миллиардов рублей.
Резюмируя ситуацию с аварией, невозможно обойти стороной невероятно тяжёлый путь, который проделал отечественный крейсер. В конце 1991 года русские моряки угнали «Кузнецова» из-под носа Украины, но долгое время не могли найти ему место в составе ВМФ.
Как полагают эксперты, новейшему по состоянию на 1990-е годы крейсеру был нанесён серьёзный ущерб из-за отсутствия необходимой береговой инфраструктуры и должного опыта эксплуатации техники у экипажа ТАВКР. В результате сильно пострадала ГЭУ и, возможно, ракетный комплекс П-700 «Гранит», который ни разу не стрелял за 27 лет службы.