Нефтяные ножницы: что будет с ценами на бензин в России :: Бизнес :: РБК

Нефтяные ножницы: что будет с ценами на бензин в России :: Бизнес :: РБК

Правительство признало «неустойчивую и напряженную» ситуацию на топливном рынке из-за скачков рубля и цен на нефть. Чиновники обсуждают с нефтяниками новые меры сдерживания цен на топливо. РБК разобрался, что из этого выйдет

Фото: Евгений Одиноков / ТАСС

Продолжится ли рост цен на бензин?

После резкого весеннего роста цен на бензин, с которым пришлось разбираться президенту Владимиру Путину, руководители крупнейших нефтяных компаний в конце мая согласились заморозить цены на заправках. Правительство в ответ на это снизило акцизы на бензин и дизель.

Независимый топливный союз предупредил об осеннем росте цен на бензин

Бизнес

Но владельцы заправок не смогли постоянно удерживать цены на фоне дорожающей нефти и ожиданий роста акцизов с 1 января 2019 года.

Владельцы независимых сетей заправок, у которых в отличие от крупнейших нефтяных компаний нет ни добывающих активов, ни НПЗ, формально не были частью соглашения с правительством, но для сохранения клиентов тоже удерживали цены. Однако некоторые уже начали их повышать. Так, в начале октября стало известно, что Петербургская топливная компания подняла цены на дизтопливо сразу на 4 руб., до 50 руб. за литр. Почти до такого же уровня цены подняли и красноярские сети АЗС — КНП и «25 часов».

Отпустить цены на топливо хотят не только владельцы независимых сетей, но и нефтяные холдинги. «Рентабельности на АЗС практически нет, экономика около нуля. Это нездоровая ситуация, в долгосрочной перспективе это может привести к возникновению определенного дефицита на нефтепродукты», — говорил в сентябре в интервью телеканалу РБК предправления «Газпром нефти» Александр Дюков. У правительства была негласная договоренность с нефтяниками начать понемногу отпускать цены осенью, рассказывал РБК источник, близкий к правительству.

Первый признак скорого роста цен на АЗС — подъем оптовых цен на бирже, которые нефтяники по договоренности с правительством также до сих пор пытались сдерживать. За первые три недели октября, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), оптовые цены на бензин АИ-92 выросли на 3,37%, до 50,762 тыс. руб. за тонну, на АИ-95 — на 1,71%, до 55,7 тыс. руб. за тонну, на зимнее дизельное топливо — на 4,31%, до 55,9 тыс. руб. за тонну. Летом оптовые цены практически не росли.

До конца года цены на топливо на заправках вырастут на 2–3 руб. за литр, уверен президент Независимого топливного союза (объединяет владельцев независимых сетей АЗС и трейдеров) Павел Баженов. По его мнению, правительство начнет постепенно отпускать цены уже сейчас, чтобы избежать взрывного роста в 2019 году, который может спровоцировать рост акцизов и НДС. Но источник, близкий к одному из профильных министерств, это опровергает. По его словам, сейчас усилия правительства направлены на то, чтобы «аккуратно войти в январь» с низкими ценами. Вице-премьер Дмитрий Козак по итогам совещания 24 октября заявил, что обстановка «неустойчивая и напряженная», но «ситуацию на топливном рынке удастся удержать под контролем».

Как в России формируются цены на бензин?

Цены на топливо в России зависят от цены на нефть, курса рубля и налогов — экспортных пошлин, акцизов и НДС. Весной цены на бензин взлетели на фоне роста всех трех параметров: с 1 января правительство повысило акцизы, выросли цены на нефть, а рубль, наоборот, ослабел, объяснял в августе в интервью РБК Козак.

Рынок топлива — международный. Нефтяники стремятся зарабатывать в России столько же, сколько за рубежом. Но цена на нефть и курс рубля стали заметно влиять на топливные цены только с февраля прошлого года, когда правительство ввело «бюджетное правило» и отвязало курс рубля от цены на нефть. Раньше экспортная цена топлива в рублях — альтернатива цене на внутреннем рынке — почти не менялась. Цена на нефть росла, рубль укреплялся, и наоборот. С начала прошлого года стали возможны одновременно рост цен на нефть и ослабление рубля, а значит, и серьезный рост рублевой цены на топливо на экспортных рынках. В итоге в этом году разница между экспортной альтернативой и внутренними ценами на бензин иногда доходила до 12–15 тыс. руб. за тонну, а на дизель — до 6–7 тыс. руб., говорит директор московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Такого дисконта на внутреннем рынке в России не было никогда, утверждает эксперт.

Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Макроэкономические факторы почти непредсказуемы: на нефтяные цены будет влиять добыча нефти в Иране в условиях ограничительной политики США, а на курс рубля — новые американские санкции против России, говорит Борисов. На рынке еще никогда не было такой волатильности, это явление уже назвали «новой неопределенностью», объясняет он.

«ВТБ Капитал» прогнозирует снижение цен на нефть в 2019 году до $65 за баррель (сейчас около $75), а в течение трех лет — до $50 за баррель, говорит экономист банка Александр Исаков. А международные трейдеры, напротив, ждут возращения цены к $100 за баррель.

Рубль, по прогнозу «ВТБ Капитала», в следующем году ослабеет до 68,4 руб. за доллар (курс на 25 октября — 65,63 руб.). Прогноз Альфа-банка — 67 руб. за доллар до конца 2019 года, говорит главный экономист банка Наталья Орлова.

В 2019 году в России вырастут налоги, которые прямо влияют на цены на бензин. С 1 января акцизы на него и дизельное топливо увеличатся в полтора раза, до 12,314 тыс. и 8,541 тыс. руб. за тонну соответственно, а ставка НДС вырастет с 18 до 20% (на 1 тыс. руб., до 9,6 тыс. руб. за тонну в текущих ценах). Рост налогов и сочетание других факторов могут стать причиной скачка цен к высокому сезону, апрелю-маю 2019 года, предупреждает Баженов.

С 2019 года в России также начнется завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, который предполагает постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и рост НДПИ. Вместе с этим предусмотрен отказ от таможенной субсидии для нефтепереработки (эта субсидия предоставляется за счет сниженной таможенной пошлины на нефтепродукты по сравнению с пошлиной на нефть). Но правительство позаботилось о компенсации нефтяникам, так что в целом для отрасли маневр будет нейтральным, говорил в начале октября начальник департамента по работе с органами государственной власти «Газпром нефти» Павел Карчевский.

Как правительство собирается сдерживать цены? ​

Главный механизм сдерживания цен — бюджетная субсидия (демпфирующая надбавка), которая будет выплачиваться нефтяникам. Она рассчитывается по формуле и применяется при определенных правилах: когда размер нетбэка (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и налогов) выше цены внутреннего рынка, но не больше чем на 10%. В 2019 году она может обойтись бюджету в 630 млрд руб., но 110 млрд руб. из них бюджет вернет за счет роста НДПИ для отрасли. В результате, по подсчетам Vygon Consulting, надбавка почти полностью компенсирует нефтяникам рост акциза — 11,2 тыс. из 12,3 тыс. руб. на тонну.

Еще одна мера — введение заградительных пошлин на нефтепродукты в случае резкого роста цен на внутреннем рынке.

В условиях скачков на нефтяном рынке и неопределенности с курсом рубля наличие демпфирующей надбавки полностью не снизит напряженности в начале года, считает Борисов из EY. Отказ от повышения акцизов помог бы стабилизировать рынок, считает он. Нефтяники и Минэнерго неоднократно предлагали не повышать их с 2019 года, но это предложение не было поддержано. Формально — из-за того, что пострадают дорожные фонды, которые пополняются за счет акцизов на топливо.

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов еще летом говорил журналистам, что не видит проблемы в том, чтобы компенсировать выпадающие доходы дорожных фондов трансфертом из бюджета. Но от этой идеи отказались из-за категоричной позиции помощника президента Андрея Белоусова, который выступил за наполнение дорожных фондов исключительно за счет поступлений от акцизов, рассказали РБК федеральный чиновник и собеседник, близкий к одной из нефтяных компаний. Представитель Белоусова не ответил на запрос РБК.

Алексей Сазанов

(Фото: Кристина Кормилицына / «Коммерсантъ»)

На этой неделе Сазанов неожиданно раскритиковал все ранее обсуждаемые меры по стабилизации цен на топливо. По его словам, налоговые и тарифные меры уже не работают: снижение акцизов или увеличение демпфирующей надбавки не поможет, потому что разница между внутренними и экспортными ценами слишком велика, экспортная альтернатива все равно станет давить на цены в России, а нефтяники будут стремиться направить нефтепродукты на экспорт. Введение заградительных пошлин, по его словам, «убьет нефтепереработку, особенно независимые НПЗ».

Теперь правительство обсуждает новую меру: обязать НПЗ поставлять на внутренний рынок определенное количество топлива в обмен на право экспортировать нефтепродукты, которое будет выдаваться в виде лицензии. Решение об этом пока не принято. В качестве временной меры такое лицензирование может сработать, но в долгосрочной перспективе нужны более рыночные меры стабилизации цен, считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Что мешает нефтяникам, зарабатывающим на дорогой нефти, держать цены на бензин в России?

Высокие цены на нефть позволяют нефтяным компаниям зарабатывать рекордную прибыль на слабом рубле. В первом полугодии доналоговая прибыль (EBITDA) пяти крупнейших нефтяных компаний выросла почти на 50%, до 2,2 трлн руб., следует из отчетности «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти». По оценкам аналитиков Goldman Sachs, дивидендная доходность российских нефтегазовых компаний по итогам 2018 года вырастет до 8%, что в два раза выше среднего уровня за последние десять лет.

Сейчас нефтяники субсидируют сегмент переработки за счет сверхдоходов в сегменте добычи, но позволить это себе могут только вертикально интегрированные компании (у них есть и добыча, и переработка, и АЗС). Но они не намерены все время так поддерживать переработку. К тому же в России есть и независимые нефтепереработчики, главный из которых — «Новый поток» Дмитрия Мазурова (владеет Антипинским и Марийским НПЗ, управляет Афипским НПЗ), напоминает Ежов.

Под угрозой оказываются и независимые владельцы сетей АЗС, которые контролируют 60% заправок в стране. Как только крупнейшие нефтяные компании начинают отпускать оптовые цены, но продолжают сдерживать розничные, владельцы независимых АЗС попадают в ценовые ножницы: себестоимость топлива растет, но повышение цен в рознице только ухудшает ситуацию, потому что от них уходят клиенты. Независимый топливный союз (НТС) еще в июне заявил, что в большинстве регионов страны независимые АЗС начали закрываться.

Уход независимых АЗС приведет к монополизации рынка и росту цен на бензин, утверждал представитель НТС. Владельцы заправок даже предлагали правительству выкупить их бизнес, но это предложение не было поддержано.

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий