Индивидуальные предприниматели и юридические лица смогут обходиться без бумажных документов при получении лицензий. Согласно новым поправкам Минэкономразвития, достаточно будет записи в соответствующем реестре
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Минэкономразвития подготовило поправки в закон о выдаче лицензий для бизнеса — теперь их не нужно будет получать в бумажном виде. Соответствующие предложения содержатся в проекте поправок, которые опубликовало министерство.
Изменения предлагается внести в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензия позволяет работать индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, она выдается на определенные виды деятельности. Сейчас факт ее наличия подтверждается либо бумажным, либо электронным документом, который компаниям выдают лицензирующие органы из утвержденного правительством перечня. Среди таких ведомств (лицензии выдает какое-либо из них в зависимости от вида деятельности предпринимателей) — ФСБ, МВД, Минпромторг, Росгвардия, Роскомнадзор, Рособрнадзор, «Роскосмос» и так далее. Сейчас в России 51 вид лицензируемой деятельности: в частности, производство медицинской техники, фармацевтическая и частная охранная деятельность, перевозки пассажиров и опасных грузов на водном, воздушном и железнодорожном транспорте, управление многоквартирными домами, тушение пожаров и др.
При нынешнем порядке издержки бизнеса растут, деловые процессы затягиваются, отмечает Минэкономразвития, бумажный документооборот увеличивается, а копии лицензий приходится заверять у нотариусов. Издержки несут и органы власти. Теперь же министерство вместо выдачи документов предлагает ограничиваться записью о лицензии в соответствующем реестре, этого хватит для подтверждения ее наличия. ИП и компании, которые хотят получить лицензию, смогут подать заявление об этом не только в специальные органы, но и в многофункциональные центры (МФЦ). За получение выписки из реестра лицензий в виде электронного документа предлагается не взимать госпошлину, но ее по-прежнему придется заплатить за бумажную выписку (плату будет устанавливать лицензирующий орган).
В случае принятия поправки вступят в силу в 2019 году. «Замена бумажных лицензий записями в реестре лицензий позволит полностью устранить проблему [связанных с этим издержек бизнеса]», — констатирует Минэкономразвития. Любое упрощение документооборота — это «очень хорошо», говорит исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. Главное — «отладить процесс», как это было с получением субсидий для малого бизнеса, ради которых теперь не нужно брать много справок, добавляет он.
В конце января правительство одобрило планы по упрощению регистрации юридических лиц. Сейчас для этого нужно указывать юридический адрес, но такие требования «приводят по факту к формированию целого рынка серых услуг по аренде этих адресов, которые в Москве обходятся предпринимателям в сумму от 20 тыс. до 50 тыс. руб. и с которыми в итоге борется налоговая служба», заявлял министр экономического развития Максим Орешкин. Вместо этого планируется дать бизнесу возможность регистрировать предприятия лишь с указанием арендованной в банке почтовой ячейки.
Впрочем, бюрократия — далеко не главное препятствие для ведения бизнеса в России. По данным прошлогоднего рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, наиболее ощутимыми проблемами предприниматели в России считают коррупцию (на нее обращают внимание 13,1% респондентов), ставки налогов (также 13,1%) и доступ к финансированию (10,2%). «Неэффективная государственная бюрократия» в списке ключевых проблем занимает 7-е из 16 мест: она волнует 6,1% респондентов.