Как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники, президент России на экономическом совещании с министрами и региональными чиновниками попросил подумать о легализации работников, занятых в теневом секторе. Подобные предложения, как сообщает РБК, звучали и на майском заседании Экономического совета при главе государства.
По оценкам специалистов, неучтенные заработки имеют в стране около 40% трудоспособных граждан или 30 миллионов человек. При этом почти 9 миллионов россиян имеют только такую, неофициальную, работу.
Понятно, что это большая проблема. Бюджет недополучает огромные средства, страховые программы не обеспечены деньгами. Сами работники, занятые в теневой экономике, почти не имеют перспектив в старости получить нормальную пенсию. Да и сейчас они серьезно ограничены в правах.
Скажем, в России распространено такое явление, как выполнение квартирного ремонта частным мастером. С виду человек зарабатывает неплохо, но официально не имеет никакого дохода. Значит, ему не дадут кредит, он не получит визу в европейские страны. Да и просто больничный с отпуском никто не оплатит.
У проблемы есть и такой аспект, что люди привыкают нарушать закон и одновременно меньше интересуются общенациональными задачами. Слова правительства о мобилизации ресурсов ради преодоления кризиса граждане пропускают мимо ушей. Их мысли заняты поиском «халтуры».
С другой стороны, многие действительно не понимают, зачем платить налоги и устраиваться на работу официально. Просто потому, что не верят в способность государства потратить собранные деньги разумно. Скажем, с каждым годом всё больше медицинских услуг становятся платными. Гражданам рассказывают по ТВ о новых центрах, высокотехнологичном оборудовании больниц, но одновременно почему-то собирают деньги на лечение больных детей. Оказывается, лечение многих заболеваний не предусмотрено программами страхования, и вина родителей больных малышей лишь в том, что они честно трудятся, но получают среднюю для страны зарплату.
Что будет с пенсией — тоже никто не знает. За последние годы система радикально менялась несколько раз. То уговаривали людей делать отчисления в фонды, то объявляют о «заморозке» накопительных пенсий и вводят какие-то баллы.
Но понятно, что это не нормальная ситуация, когда люди и на бирже труда не состоят, и официально нигде не работают, и налоги не платят. Только можно ли сегодня исправить положение вещей?
— Теневая занятость это типичная проблема развивающихся стран. К примеру, в Бразилии до половины всех работников никак не оформлены, — говорит профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков.
— Проблема эта есть и в развитых странах, правда, в совсем других масштабах. Из европейских стран наиболее остро она стоит в Италии, где не оформлены, по разным оценкам, от 10 до 20 процентов работающих. В других европейских государствах — от 5 до 10 процентов. Проблема актуальна везде, особенно там, где есть мигранты.
Но эту проблему можно решить. Есть разные способы. Один из самых «продвинутых» — перевод всех расчетов в безналичную форму. В США расплачиваются карточкой. Купюра в 100 долларов, которую используют русские туристы, там вызывает удивление.
«СП»: — Но люди привыкли расплачиваться наличностью.
— Нам надо отказаться от НДС и вернуться к налогу с продаж. Причем брать налог с продаж в меньшем размере при электронном расчете. Есть такая система, когда часть потраченного возвращается на карточку обратно. Соответственно, у людей появляется очень мощный стимул к «обелению» своих доходов. Трудно будет скрыть полученный наличный доход, его труднее будет реализовать.
«СП»: — У нас многие люди делают ремонты и занимаются другой частной практикой. Они договариваются с клиентами лично.
— Можно бегать по всей стране с удостоверением налогового инспектора и отлавливать тех, кто не платит налоги. Но можно просто заинтересовать граждан получать доход через перечисление. А безналичный расчет легко отследить, сразу понятно, официально получен доход или нет. Если вы просто будете переводить на карточку наличность через банкомат, то в конце года будет правомерен вопрос об источнике денег. Поэтому возникнет необходимость заключения официальных договоров.
Конечно, всё это потребует дополнительных финансовых, институциональных ресурсов. Но способы решения проблемы известны. До конца изжить теневую занятость нельзя, но сократить масштабы можно.
«СП»: — Может, люди просто не верят государству и предпочитают вместо налогов потратить деньги на себя?
— Что думают предприниматели, хорошо видно по заявлениям их объединений. Они постоянно говорят, что у нас всё дорогое, налоги высокие. На самом деле, по величине налогов Россия на 21-м месте в Европе.
Но проблема в том, что в отсутствии официального оформления заинтересован и работник. Потому что зарплаты крохотные. Экономия на НДФЛ и страховых взносах — это разница между нищетой и полным желудком.
У нас господа либералы уничтожают профсоюзы. Но профсоюзы — самый мощный инструмент по легализации занятости и доходов.
Всё в итоге замыкается на мотивацию людей. Борьба с профсоюзами привела к тому, что люди не имеют мотивации к официальной занятости и идут на поводу у работодателя. Права свои работники не защищают, зарплату получают в конвертах, налоги не платят.
По моим оценкам, наш бюджет из-за теневой занятости теряет порядка полутора триллионов рублей.
— Желание государства вывести занятость из тени понятно, — говорит профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.
— Государство мало думает о том, как повысить эффективность крупных предприятий. Зато озабочено собиранием денег с народа. Никто не задумывается над тем, что план приватизации на этот год должен принести в бюджет около триллиона рублей. Но граждане платят больше за так называемый капремонт. Конечно, большое число не оформленных официально работников — хороший источник для казны.
Не исключено, что свое влияние оказывают силовики. Силовикам всегда приятно заняться своей основной работой, то есть выявлять, ловить. Вспомните, как при Юрии Андропове людей стали отлавливать в кинотеатрах и спрашивать, почему они не на работе. Силовикам такое нравится. Работа не сложная, массовая. Если поймал 100 человек и из них 10 удастся «раскрутить», то уже хорошо.
Понятно, проблема в том, что люди просто вынуждены заниматься самообеспечением. Тем более, Минфин постоянно говорит, что никакой пенсии вам не будет, думайте о себе сами. В таких условиях обособление граждан от государства неизбежно будет развиваться. И естественно, что теневую занятость будет желание обложить каким-нибудь «оброком».
«СП»: — То есть, это проблема доверия к государству?
— Трудно верить государству, когда пенсия смешная, а зарплата 200 долларов. Это в Москве более-менее доход повыше, но в целом по стране ситуация сложная. Это не вопрос какой-то психологии, но элементарного выживания.
Нельзя сказать, что люди хотят обогатиться и потому скрываются. Это вынужденная мера. Люди в массе своей не становятся нарушителями, если есть возможность этого не делать. Нынешнее положение — сигнал, что в государстве не всё в порядке.
Андрей Иванов