Правительство России продолжает разработку аналога системы “Платон” для большинства потребительских товаров на рынке.
Речь идет об обязательной маркировке продуктов питания, одежды, постельного белья, парфюмерии и бытовой химии.
Сейчас марки стоимостью от 15 до 22 рублей обязаны наклеивать производители шуб, с февраля начался эксперимент с маркировкой лекарств, затем он охватит и рынок сигарет. Участники должны наносить метки на упаковки и передавать в единую систему сведения о цене товара и его движении по цепочке вплоть до продажи.
Сбором информации занимается ФНС, и в будущем предлагается маркировать все больше товаров. Как сообщают “Ведомости”, новый, расширенный перечень для правительства подготовил Минпромторг.
В него входят духи, шины, блузки и пальто, детское питание, рис, макароны, чай, кофе, консервы, продукты из мяса и рыбы, пиво, соки и минеральная вода, бытовая химия, постельное белье, молочная продукция.
Единая система маркировки товаров должна заработать с 2024 года, а управлять ей, как и в случае “Платона”, будет частный оператор.
В конце 2017 года на эту роль был выбран Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащий структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации “Ростех” и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.
ЦРПТ сможет качественно, с соблюдением сроков и без привлечения бюджетных средств осуществить переход на сплошную маркировку большинства товарных групп, заявил представитель центра.
Он добавил, что эксперимент по цифровой маркировке табака проходит успешно, и уже готовится проект для обуви.
По своей сути проект маркировки товаров напоминает систему “Платон”, но платить придется уже не только автоперевозчикам, а всей стране, констатировал в ноябре советник Dentons Илья Скрипников: как и “Платон”, новая система будет работать по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП). Доход оператор будет получать, вероятнее всего, от производителей и импортеров, которых обяжут наклеивать платные марки, объяснял федеральный чиновник.
Результатом станет повышение цен: на парфюмерию, например, оно составит около 10%, сообщил топ-менеджер одного из производителей косметики.
То же самое произойдет и на рынке мяса, уверен замруководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Максим Синельников: маркировка будет фактически дублировать электронную ветеринарную сертификацию (ЭВС) с помощью системы “Меркурий”, которая начинает работу с 1 июля.
Прослеживаемость пива, которое также попало в маркировочный список, уже обеспечивает ЕГАИС, доля фальсификата ничтожно мала; и хотя бизнес сам заинтересован в отслеживании продукции, чтобы понимать, на каких предприятиях переработано сырье, платит ли оно налоги, дополнительная маркировка повлечет затраты, а себестоимость товаров и цена продукции могут вырасти, говорит исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.