За всё время после окончания Второй Мировой войны либеральная демократия в настоящий момент наименее легитимна, следствием этого стал развал мирового порядка. По прогнозу Иэна Бремера, американского политолога, который напечатал журнал Times, в 2018 году очень велика вероятность возникновения геополитического кризиса, который превзойдёт по масштабам кризис 2008 года. Далее эксперт назвал десять главных рисков текущего года.
Первый. Рост влияния КНР.
Вашингтон утерял последовательность в своей политике, а Китай, напротив, установил новые правила, разработав крайне эффективную торгово-инвестиционную стратегию, продвигая свои интересы во внешней политике. Страна восходящего солнца делает инвестиции и исповедует принцип невмешательства в политическую и экономическую жизнь государств, расширяя своё влияние, и надо отметить, что многие страны предпочитают оказаться на её стороне. Мировой бизнес должен как то реагировать на эту ситуацию, и поэтому увеличивается вероятность торговой войны, а, возможно, и горячего конфликта, между Америкой и Азиатским драконом.
Второй. Повышенная вероятность возникновения катастрофических инцидентов.
Неверное истолкование каких либо действий или суждений может спровоцировать спонтанный конфликт мирового масштаба. Вероятность таких фатальных ошибок возникает в киберпространстве, в КНДР, в Сирии, из-за обострения американо-российских отношений и из-за расползания ИГИЛ в Ирак и Афганистан.
Третий. Возникновение «холодной войны» в сфере технологий.
Разработка новых технологий в информационном и технологическом плане и конкурентная борьба за их рынки сбыта между Китаем и США может создать как напряжённость на рынках сбыта так и повысить опасность кибератак и утечек информации.
Четвёртый. Фактор Мексики.
Для Мексики этот год может стать определяющим всё дальнейшее развитие страны. Президентские выборы в июле и зашедшие в тупик переговоры по продлению NAFTA могут оказать крайне отрицательное влияние на экономику, как и последующие выборы. Наркокартели, коррупция и отсутствие экономического роста, вероятно, поднимут волну недовольства.
Пятый. Иран и США.
Неприязнь Трампа к Ирану, его поддержка саудитов и политика сдерживания Хомейни в Сирии, Ираке, Ливане и Йемене, вызовут сопротивление со стороны Тегерана. Это может привести к новым санкциям, что повлечёт за собой срыв ядерной сделки, перезапуск программы Ирана по ядерным испытаниям, и, что логично, резко повысит возможность удара по Ирану со стороны Израиля и США.
Шестой. Ослабление международных институтов.
Организации и объединения, поддерживающие мировой порядок, могут резко ослабить своё влияние на принятие важных решений. Это стало возможно в виду так называемого антиноменклатурного популизма, набирающего последнее время всё большую популярность, что проявилось в избрании Трампа и Брексите.
Седьмой. Протекционизм производителям.
Это явление всё больше бьёт по свободной торговле и конкуренции. Страны работают тоньше, отказываясь от всем заметных квот и пошлин и переходя к субсидированию, дотациям и требованиям покупать продукцию своих собственных производителей.
Восьмой. Ситуация в Англии.
В Британии серьёзные проблемы, как в связи с политическим кризисом, так и в связи с Брекситом. Баталии между двумя политическими силами страны может привести как к экономической дестабилизации, так и к полным неожиданностям на выборах.
Девятый. Религиозные и национальные проблемы в Южной Азии.
Индонезия и Малайзия столкнусь с проблемами исламизма. Мьянма столкнулась с проблемами преследования мусульманских меньшинств. Индийский национализм, направленный на низшие касты и мусульман, поднимает голову в преддверии выборов.
Десятый. Африка и проблемы безопасности.
Дестабилизация ситуаций на окраинах континента, в Сомали, Судане и Мали, может перекинуться на страны центрального региона, Нигерию, Кению, Эфиопию. Иностранная поддержка режимов в этих странах слабеет, и наверх всё чаще поднимаются междоусобные войны и терроризм.
Вот такие основные геополитические риски увидел политолог в текущем году, отметив при этом консервацию ситуации в Венесуэле и вероятный отказ от политических рисков в Еврозоне.