Фото: Александр Щербак/ТАСС
Материал комментируют:
Александр Павленко
Выступая на XII съезде «Единой России» в далеком 2011 году, нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о принятом тогда «важном и жестком» решении: ограничить рост тарифов естественных монополий и ЖКХ уровнем инфляции по году. В 2014 году премьер-министр Дмитрий Медведев еще раз дал поручение правительству ограничить средний рост платы граждан за услуги ЖКХ в течение четырех последующих лет (до 2018 года) уровнем годовой инфляции. Тогда же он уточнил, что с 2016 года коммунальные тарифы будут дорожать вообще один раз в три или даже целых пять лет, а также призвал актив «единороссов» реагировать на попытки необоснованного завышения платежей. Попутно чиновник поручил Госдуме озаботиться ужесточением санкций для неплательщиков.
Наступил 2016 год, и Дмитрий Медведев в очередной раз отметился «успокаивающим» высказыванием. «Хочу еще раз подчеркнуть, что у нас принято решение на уровне правительства о том, что рост тарифов в следующем году будет не больше инфляции», — приводили прямую речь премьер-министра о ситуации вокруг тарифов на 2017 год многие СМИ.
Как ни печально осознавать, но на деле за все это время из этих министерских обещаний в реальной жизни были воплощены только призывы к ужесточению мер по отношению к гражданам, несвоевременно оплачивающим услуги ЖКХ. А вот с ограничением роста тарифов по уровню инфляции, видимо, что-то пошло не так. Как поясняет на страницах «Ведомостей» экономист Андрей Илларионов со ссылкой на данные Росстата, в период с 2011 по 2015 года плата за пользование жильем как кооперативного, так и государственного фондов выросла на 49,9%. А тарифы на горячее водоснабжение и вовсе увеличились более чем на 57%.
Картина за 2017 год также складывается далеко не радужная. При том, что, согласно официальным заявлениям, уровень инфляции за этот период оказался рекордно низким, всего 2,5%, темпы роста средневзвешенной платы за услуги жилищно-коммунального хозяйства обогнали его без малого в два раза (около 4,6% за год). Меньше всего повысилась плата за отопление (+3,8%), чуть дороже обошлась электроэнергия (+4,1%). Взносы на капремонт подорожали на 5,3%, а тарифы по холодному водоснабжению — на 5,5%.
Следующее повышение поджидает россиян, конечно же, 1 июля 2018. И хотя многие эксперты сходятся во мнении, что инфляция вновь окажется невысокой, ни о каком ограничении тарифов ее уровнем говорить, похоже, вновь не придется, каких бы заявлений не делали чиновники высшего эшелона власти. Свежий пример — городской округ Великий Новгород. Согласно указу губернатора новгородской области от 30 ноября 2017 года № 472, здесь тарифы с 1 июля подорожают в диапазоне 7,6−9,5%. Впрочем, итоговые суммы в жировках россиян начали увеличиваться уже прямо с января. Например, на 42 копейки с квадратного метра подрос размер взносов на капитальный ремонт в Московской области и ряде других регионов страны, а на Алтае почти в три раза подскочила вверх плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
— А с 1 июля, — полагает президент саморегулируемой организации управляющих недвижимостью «Совладение» Александр Павленко, — сильное повышение тарифов произойдет автоматически. Как вы понимаете, тарифы будут увеличены на процент инфляции, но на самом деле в регионах этот параметр будет больше, потому что нет контроля. Региональные власти вообще в любом случае завышают тарифы, это замечается каждый год. За последние 10−15 лет тарифы выросли в разы больше, чем инфляция, где-то в 10−15 раз. Так что по совокупности ожидаемое увеличение будет серьезным.
«СП»: — По каким причинам?
— У нас есть несколько существенных драйверов этого роста. Первый — это реформа энергетики, реструктуризация региональных энергетических систем. Она ведет к приватизации общественных ресурсов. Второй драйвер заложен в совершенно неоправданной концепции Минстроя о переходе на концессионные договора. Сейчас массово передаются коммунальные системы частникам по договорам концессии, при этом никаких обязательств частники не несут, и никаких банковский гарантий тут нет. Третий снова связан с политикой Минстроя. Она, вроде бы, имеет правильный вектор — переход на прямые договора с потребителями. Однако то, как это делается, в отсутствие у граждан юридического права владения коммунальной инфраструктурой и вообще общим имуществом во многоквартирном доме, приведет только к тому, что вам положат на стол определенный ценник. Поскольку нет, например, индивидуальных счетчиков на отопление, а это главный фактор отъема денег у населения, то по прямому договору вам будут выставлять экономически необоснованный и крайне завышенный тариф.
Подтверждением этих слов эксперта могут служить положения доклада о развитии конкуренции в сфере ЖКХ, подготовленного Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Так, документ предлагает, в частности, обязать губернаторов регионов организовать процесс либо приватизации, либо ликвидации до половины действующих ГУПов (государственных унитарных предприятий) в сфере ЖКХ до 2020 года с тем, чтобы полностью избавиться от них еще через два года. А перед этим уже в следующем году губернаторам предлагается сделать так, чтобы 40% сферы ЖКХ и 50% сферы здравоохранения перешло из государственных в частные руки.
Правда, справедливости ради стоит отметить, что та же ФАС собирается в течение ближайших полутора месяцев вынести в Госдуму на рассмотрение проект закона, который бы лишил тарифные органы в регионах полномочий превышать установленный федеральным центром предельный уровень роста тарифов ЖКХ. Однако перспективность и действенность этой инициативы, полагает Александр Павленко, весьма предсказуема.
— Вспомните, — разъясняет эксперт, — у нас есть колоссально интересный пример. Он связан с ФАС и ее борьбой с ценами на бензин. Она длится десятилетиями, а какой от нее результат?
«СП»: — То есть эта инициатива обречена на провал?
— ФАС должна была зайти в этом вопросе с другой стороны. Потому что подобными административными мерами данный вопрос не решается. Здесь бы надо передавать собственникам юридического права владения домом, нужно оценивать затраты со стороны заказчика, который должен заказывать реальную услугу и контролировать ее. Но эта модель рынка только начинает пробивать себе дорогу, потому что десятилетиями чиновники тащили все это дело в другую сторону. И когда надо было принимать нормальный по всем мировым стандартам Жилищный кодекс, мы приняли какой-то суррогат. В результате появился многоквартирный дом, не имеющий земли и висящий в воздухе. А все инициативы последних лет по его изменению так его разбавили, что практически выхолощили всю систему управления.
А вот предложение, выдвигаемое Роспотребнадзором, похоже, ждет совсем иная судьба. Напомним, сейчас ведомство разрабатывает новый проект санитарно-эпидемиологических правил. Согласно ему, расстояние от подъездов жилых домов до мусорных площадок предполагается сократить до 10 метров (вместо нынешних 20), при этом число самих мусорных контейнеров увеличивается с 5 до 10. Вывозить их также предлагают реже — раз в двое суток в теплое время года, и раз в пять суток при температуре воздуха ниже -5 градусов (а в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах вообще 1 раз в 10 суток), причем делать это можно будет даже ночью. Конечно, эта инициатива вызвала шквал критики со стороны общественных организаций, но сомневаться в том, что «мусорное лобби» не приложит максимум усилий для того, чтобы продавить новые СанПиНы именно в таком виде, не приходится.
С учетом всего вышесказанного получается, что никакого другого пути, кроме очередного затягивания поясов, у россиян в обозримой перспективе не остается.