Правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому репетиторы, няни, сиделки и домработницы с 2019 года будут самостоятельно оплачивать обязательное медицинское страхование.
Как пишет «Российская газета» со ссылкой на председателя комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергея Рябухина, предложения прежде всего касаются тех категорий самозанятых, которые получили так называемые налоговые каникулы.
Еще год за самозанятых будут платить региональные бюджеты, им придется делать это самостоятельно. Год назад самозанятым предоставили налоговые каникулы с условием, что за это время они встанут на налоговый учет. По истечении двухлетнего периода они должны определиться со своим дальнейшим статусом – станут ли они индивидуальными предпринимателями либо оформят свои отношения с работодателями в соответствии с Трудовым кодексом.
Между тем, напоминает издание, в России до сих пор нет точной цифры людей, которые получают доход, но никак не участвуют в системе ОМС. По оценкам минтруда, сегодня в стране насчитывается примерно 12 млн самозанятых граждан. Росстат утверждает, что таковых 25 млн. А эксперты называют и вовсе 40 млн человек. Правительство уже давно пытается вывести самозанятых «из тени».
Важно обозначить, говорит аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, что в законе речь идет не о полном прекращении предоставления медицинских услуг неработающим гражданам и переводе их на самообеспечение, а пока лишь о той категории, кому были предоставлены так называемые налоговые двухлетние каникулы. Это те, кто занят в сфере услуг, где факт работы подкреплен либо устными договоренностями, либо рукописным договором, как правило, это репетиторы, няни, сиделки и домработники. Именно такую категорию граждан освободили от налогов на доходы физических лиц с обязательным условием, что они по истечению этого срока встанут на налоговый учет и будут отчитываться о своих доходах.
В целом, по замыслу правительства, полностью такой механизм саморегистрации и соответственно отчислений в систему ОМС должен был начаться уже в 2019 году, что теоретически освободило бы бюджет от этих трат. Но, как показала практика этого года, опасения чиновников, которые в большей степени высказывали скепсис в сторону данной идеи, оправдались. Так, по состоянию на 1 декабря в налоговых органах зарегистрировалось всего 812 человек, оказывающих подобные услуги, при этом по данным только официальной статистики всего самозанятых в стране насчитывается от 12 до 16 млн человек, по не подкрепленным данным их может быть и 40 млн.
Таким образом, говорит эксперт, перед государством стоит довольно сложная задача – найти наиболее компромиссные способы вывести самозанятых из тени и мотивировать их платить налоги самостоятельно. Очевидно, что вариант с налоговыми каникулами малоэффективен как раз по причине того, что большая часть россиян привыкла налоги не платить, тем более что по общей статистике последние три года реальные располагаемые доходы россиян стабильно снижаются, а цены в магазинах растут.
Более того в современной системе государственного здравоохранения так же существует множество не поддающихся регулированию проблем – так по ОМС нет варианта доплаты за медицинскую услугу, сюда же не входит минимальное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в амбулаторном режиме, такая опция доступна только людям с категорией инвалидности, и опять же в этой области не все так гладко, поскольку по-прежнему силен фактор коррупции, поскольку люди чтобы получать лекарства готовы давать взятки ради инвалидной степени.
Возвращаясь к вопросу об экономии бюджета, Кирилл Яковенко полагает, что такая мера при реальном и полном поступлении платежей от данной категории самозанятых в целом действительно может сэкономить расходы региональных бюджетов, однако вот платежи официально работающего населения от этого меньше все равно не станут, что по логике было бы справедливо – фонд ОМС формируется за счет взносов работодателей и самих субъектов федерации.
На текущий момент одной из самых действенных и наиболее удобных мер, по мнению эксперта, является реализация идеи по выделению в системе ОМС особого статуса для самозанятых. В частности, речь идет о предоставлении ограниченного спектра услуг по ОМС, бесплатно покрываться будут только крупные медицинские риски, что позволило бы исключить до 42% затрат по мелким рискам в существующем формировании ОМС для такой категории граждан, кстати, этот вариант здравоохранения для самозанятых практиковался в Бельгии до 2008 года.
Такой вариант представляется наиболее гуманным поскольку из даже официальной цифры самозанятых в размере 12 млн человек, 1,7 млн из них входят в категорию нуждающихся и полный отказ им в помощи нес бы серьезные последствия для социально-демографического здоровья страны. В целом же сокращение госпрограммы здравоохранения может экономить до 6,3% госрасходов.
В то же время, «как ни прискорбно, но сложившаяся с самозанятыми ситуация уже напоминает фарс», – комментирует инициативу юрист, правозащитник Александр Хуруджи. С одной стороны, есть государство, которое изо всех сил старается «выжать» из и без того имеющих низкие доходы россиян лишние деньги. Ведь не от хорошей жизни они ушли в тень. Ни для кого не секрет, что в регионах на работу устроиться очень тяжело, налоги высоки, бюрократия и кумовство на каждом шагу, и это далеко не весь список проблем мелкого бизнеса. Абсолютно обоснованная ситуация, когда обычные граждане не спешат ставить государство в известность о своих дополнительных заработках.
С другой стороны, продолжает эксперт, ситуация, когда государство оплачивает социальные расходы категории граждан, не принимающих участие в формировании доходной части, также неправильно. Получается, что финансирование пенсий и медпомощи самозанятых происходит за счет работающих. Естественно, указывает Александр Хуруджи, что законодатели пытаются проблему решить. Только вот в ее решении они занимают почему-то абсолютно неконструктивную позицию. Вместо того чтобы создавать условия для выхода из тени, они, с одной стороны, продолжают давить на бизнес повышением налогов, с другой – закручивают гайки этим самым няням и сиделкам, которые только-только решились встать на налоговый учет.
«Посудите сами: много ли найдется желающих платить в бюджет на ровном месте? – задается вопросом юрист. – Условий для работы никаких не создано, доходы продолжают падать, а тут еще и налоги. Скорее данная мера Госдумы приведет к тому, что часть легализовавшихся самозанятых или перестанет работать совсем, или так же уйдет в ту тень, из которых ее попытались выманить налоговыми каникулами».
В этой ситуации власти, полагает Александр Хуруджи, надо было бы пойти не по пути закручивания гаек путем отказа самозанятым в пенсиях и медицинской помощи (что, кстати, противоречит конституции), а создавать приемлемые и честные условия работы для них. И не только для них – если ситуация улучшится в целом в экономике труда, то большая часть этих самозанятых вернется в правовое поле самостоятельно.
Закручивание же гаек всегда было краткосрочной мерой, констатирует эасперт. Да, на какой-то период оно действительно при должном контроле (которые еще как-то надо ввести и найти на это ресурсы) приведет к повышению доходов государства. Но потом мы получим очередную волну увеличения бедности и социальную напряженность. Это лишь вопрос времени, причем не самого отделенного – ближайших 5-6 лет.