Как заявил, выступая на форуме Финансового университета при правительстве РФ, бизнес-омбудсмен и лидер «Партии роста» Борис Титов, в России необходимо ввести так называемые умные налоги, которые позволяют повышать нагрузку на бизнес в секторах с избыточной прибылью и снижать в развивающихся отраслях.
«Систему необходимо менять. Причем, на первом этапе. Те, кто еще только будут производить, должны заранее знать, что с них возьмут меньше. Второй этап – умные налоги (smart taxes ). Сегодня технологии позволяют нацелить систему на излишек доходов, где он временно образуется. И наоборот – можно снижать налоговую нагрузку там, где выгодно развиваться. В тех регионах, где идет перенагрузка», – передает агентство ТАСС слова Бориса Титова.
Глава Минфина Антон Силуанов неоднократно подчеркивал, что налоговая нагрузка для добросовестных бизнесменов, в результате реформирования налоговой системы в 2018 году, подниматься не будет. По его словам, основная задача Минфина – борьба с теневым сектором экономики. Однако ведущие бизнес-объединения уже написали обращение к президенту, в котором выражают обеспокоенность тем, что правительство в готовящемся на следующий год бюджете все же намерено ужесточить ряд норм, что приведет к усилению налогового давления на бизнес.
В частности, организации беспокоят следующие предложенные правительством инициативы: введение с 2018 года утилизационного сбора на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения (по адвалорной ставке 7%); индексация на 15% ставок утилизационного сбора на колесные и самоходные транспортные средства, а также прицепы к ним; введение новых ставок ввозных таможенных пошлин на промышленную продукцию отраслей инвестиционного машиностроения (нефтегазовое, энергетическое, тяжелое машиностроение и станкостроение), ранее не облагавшуюся ввозными таможенными пошлинами.
Борис Титов, являясь лидером «Партии Роста», предложил формат налогообложения, примененный ранее во Франции и многих других развитых странах, констатирует президент Singapore Castle Family Office Эльдияр Муратов. Зарабатываешь больше – плати больше, зарабатываешь меньше или только начал – плати в соответствии, объясняет он. С точки зрения логики это умный ход, с точки зрения фактического ментального восприятия населением – это всегда «революция». Тот, кто зарабатывал много в глазах государства, не захочет «вдруг» платить больше, чем остальные, считая это несправедливым, что может привести к перераспределению производственных мощностей на сильных предприятиях, реструктуризации активов и прибылей и многим другим нежелательным последствиям для государственной казны, как это произошло в ранее упомянутых странах.
Другими словами, объясняет Эльдияр Муратов, это приведет к так называемому «схематозу», от которого государству придётся в будущем находить новые решения, что уже неэффективно с точки зрения логики и распределения времени. Сработает принцип – создать решение для текущей проблемы и, не желая того, создать еще несколько новых проблем, на решение которых потребуется еще больше усилий, так как нельзя недооценивать креативность частного сектора.
Очевидно, что данное предложение Борис Титов формулирует как часть своей будущей предвыборной программы на президентской гонке, указывает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Все эти заявления действительно создают эффект ощутимой помощи для одного из важнейших сегментов экономики – бизнеса, как крупного, так и среднего. Создание системы гибкого налогообложения позволит отраслям, испытывающим трудности как в привлечении инвестиций, так и раскрутки проектов до нужной кондиции, более свободно развиваться и быть уверенными в завтрашнем дне.
Но, говорит аналитик, стоит рассмотреть детально предложение Бориса Титова. Основной упор он делает на то, что на текущий момент в налоговой системе действует равный ко всем принцип, исключения только проекты с миллиардными инвестициями, а также проекты, где есть интерес государства, например специальные инвестиционные контракты, где нулевая ставка налога при определенном уровне денежных вливаний может держаться порядка 10 лет. Титов же предлагает сделать систему чуть ли не индивидуальной под каждый проект, где государственные органы и сам бизнес смогут прийти к общему знаменателю. Как видно из предложенных инициатив, система будет полностью завязана на современных технологиях – то есть не исключено что будут обновляться системы базы данных, а также схема высчитывания налоговой доли.
В целом инициатива выглядит очень справедливой и направлена улучшение имиджа кандидата, для которого поддержка бизнеса имеет высокое значение, признает Кирилл Яковенко. С другой стороны, это вряд ли создаст положительный эффект для разгона экономики, поскольку перекладывание налогового бремени с одних на других – очевидно не является выходом из затяжного экономического кризиса, в котором оказалась Россия. В целом если действительно реформировать налоговую систему, то необходимо корректировать налогообложение в основополагающих для бюджета отраслях – нефтегазовой, промышленной и оборонной. По сути, бизнес страдает отчасти и от политики налоговых каникул для «крупняков», поскольку вынужден компенсировать выпадающие доходы.
Безусловно, все, что озвучил Борис Титов, полезно и необходимо, считает Кирилл Яковенко, но обычно в России обычно дальше обещаний дело не идет. И в данном случае сама инициатива, прежде чем попасть на рассмотрение в Госдуму, еще пройдет множество путей и, скорее всего, будет серьезно деформирована и упрощена перед окончательной реализацией. Если же смотреть объективно, для текущей ситуации в экономике, система «умных налогов» может спровоцировать ситуацию, когда бюджет не досчитается необходимых средств, а это значит что изыскивать деньги при таком президенте будут где-то еще.