Фото: Антон Тушин/ТАСС
Специфика российского строительства такова, что очень часто новые многоэтажные жилые дома (по некоторым данным, это едва ли не каждый третий проект) возводятся рядом с оживленными автотрассами. Конечно, это позволяет девелоперам заявлять, что тот или иной проект обладает «развитой инфраструктурой» и там налажено «хорошее транспортное сообщение». Но, как известно, у каждой медали есть две стороны, и нередко близкое соседство высотки с автотрассой превращает каждый день (и особенно ночь) местных жителей в самый настоящий ад: вой сирен машин спецслужб, периодические ДТП, ночные гонки на автомобилях с прямоточным глушителем а-ля «Формула-1» никто не отменял.
Правда, знатоки вопроса утверждают, что в качестве некой компенсации за неудобства квартиры с видами на трассу продаются с некоторым дисконтом. Например, на первичном рынке массового жилья подобные скидки, по информации аналитиков «Метриум Групп», колеблются в диапазоне 2−5% от стартовой стоимости. В сегменте же более дорогой недвижимости они могут доходить и до 20%.
Только вот выгадать десяток-другой тысяч рублей получится только один раз. Зато потом, учитывая, мягко говоря, не сильно высокое качество строительства современных домов, бороться пылью, шумом, выхлопными газами и дорожным освещением придется всю оставшуюся жизнь. Попробуем представить, из каких этапов будет состоять «доработка напильником» такого жилья до приемлемого уровня комфорта, и в какие суммы это может вылиться.
Этап № 1. Шумовые ворота
Главная преграда на пути проникновения звуков оживленной трассы в квартиру — окна. Чтобы не страдать от них, стандартные пластиковые стеклопакеты, установленные застройщиком, в большинстве случаев придется поменять на нестандартное. Достичь наилучшей степени звукоизоляции, уверяют эксперты, можно с помощью трехкамерного окна, в котором стекла будут иметь разную толщину. Оптимальные сочетания (в миллиметрах): 6+4+4 или 6+5+4. При этом расстояния между такими стеклами также должны различаться. Подобное окно понижает уровень уличного шума в среднем на 30−40 дБ.
Иногда одной заменой окон обойтись не получится. В некоторых особо тяжелых случаях нужно следить, чтобы в комнатах с видами на дорогу было как можно меньше отражающих звуковые волны гладких поверхностей и как можно больше шумоподавляющих плоскостей. Так что в ход должны пойти гардины и занавеси из плотных тканей (жаккард, вельвет, бархат, парча и так далее), на полу крайне желательно присутствие ковра с длинным ворсом. Стеновые поверхности лучше отделать пробковыми материалами или панелями из камня и дерева. Максимальная рельефность в виде картин, настенных часов, всевозможных стеллажей и полок также приветствуется.
Этап № 2. Пылевая и газовая фильтрация
С дороги в квартиры заносит не только обычную песчаную пыль. Это еще и мельчайшие частицы всевозможных минералов и прочих составляющих дорожного покрытия, а также фрагменты антигололедных реагентов и автомобильных шин. Самым простым способом нивелировки воздействия такой смеси на интерьер жилища является установка приточного вентилятора. Эти устройства имеют самые различные модификации и могут монтироваться в окна или на стены. В некоторых случаях требуется устройство дополнительных вентиляционных каналов, воздухозаборников и подводящих трубок, но в общем и целом это все равно по своей сути обычные вентиляторы, иногда дополнительно снабжаемые угольными фильтрами. Стоимость таких устройств сравнительно невысока, самые непритязательные можно приобрести за 1−5 тысяч рублей. Только нужно помнить, что срок службы у них невелик. К тому же расходники, пусть даже они и копеечные, менять придется довольно часто.
Как вариант, можно обойтись обычными противомоскитными сетками. Помимо насекомых, они неплохо собирают пыль, а также цветочную пыльцу, которая вызывает мощные аллергические реакции. Стоят они еще дешевле вентиляторов, но зато их приходится часто мыть, иначе серьезно страдает естественная освещенность квартиры.
Гораздо опаснее пыли токсичный газовый автомобильный выхлоп. В его составе различные оксиды и углеводород, а также продукты переработки топлива и смазочных материалов с немалым содержанием свинца.
В деле их нейтрализации обычные вентиляторы не помогут, равно как и самые продвинутые угольные фильтры. Дело в том, что они улавливают лишь сравнительно крупные частицы, а не микромолекулы. Да и от неприятных запахов приточно-вытяжные вентиляторы тоже слабая защита. Гораздо более заметного эффекта помогут достичь так называемые «бризеры» (от английского breath — дыхание).
Эти устройства содержат сразу три фильтра. Первый улавливает крупные пылевые частицы, на втором задерживаются сажевые составляющие, а функция третьего заключается как раз в отлове газовых молекул. В сравнении с типовыми вентиляторами бризеры более надежны и долговечны. Однако необходимо понимать, что стоимость подобных устройств стартует от отметки в 20 тысяч рублей и может доходить до 40 тысяч, а рано или поздно они все равно выйдут из строя и их необходимо будет заменять. Естественно, цена расходников к бризерам также не отличается дешевизной.
Этап № 3. Борьба за естественный свет
Оживленная автострада ежевечерне и еженощно преподносит жильцам близлежащих домов сюрпризы. Обитатели нижних этажей вынуждены мириться с периодически обшаривающими их квартиры слепящими лучами автомобильных фар и раздражающими глаза проблесковыми маячками. Обладатели жилья повыше вынуждены терпеть свет мощных фонарей уличного освещения, а также различных рекламных вывесок и панно. Есть два способа борьбы с этими недостатками.
Первый — бюджетный, нужно всего лишь повесить на окна плотные занавески, жалюзи или так называемые «римские шторы». Для наиболее «светобоязливых» существуют многослойные варианты из светонепроницаемых тканей.
Но не стоит забывать о том, что наиболее экономичные варианты имеют, как правило, наиболее заметные недостатки. В данном случае придется мириться с ограничением обзорности. Поэтому можно попробовать применить более дорогостоящий вариант — затемнить сами стекла специальной светозащитной пленкой. Некоторые ее виды изготавливаются из полиэстера с добавлением металлического напыления (алюминий, титан, серебро, никель бронза) и обладают зеркальным эффектом.
Наконец, можно воспользоваться самым «пафосным» вариантом и установить электрохромное (иногда называемое «умным») окно. С технической точки зрения это два стекла, пространство между которыми заполнено специальным проводящим составом, окрашивающимся в любой цвет и меняющим светопропускающую способность по выбору и желанию владельца. Естественно, это самый дорогостоящий вариант, позволить себе который может, увы, далеко не каждый покупатель новой квартиры.
Современные технологии, резюмирует гендиректор «Метриум Групп», участник партнерской сети CBRE Наталья Круглова, позволяют полностью нейтрализовать все недостатки некоторых типов квартир, которые еще в начале века считались неустранимыми. Но покупателю, развивает она мысль, надо отдавать себе отчет в том, что их использование может оказаться недешевым удовольствием. Так что если речь идет о покупке жилья в жилом комплексе массового сегмента, где разница в стоимости объектов с окнами во двор и видами на автостраду обычно невелика, вероятно, полагает эксперт, лучше взвесить все «за» и «против». Ведь вполне может оказаться, что квартира с окнами во двор окажется в конечном итоге наиболее дешевым вариантом.