Спасать теплосети от аварий россиянам придется за свой счет

Спасать теплосети от аварий россиянам придется за свой счет

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Все потребители хотят умных тепловых сетей. Желания топить воздух ни у кого нет, а перетопы всех раздражают. Но пока нет возможности регулировать потребление тепла, это создает колоссальный дискомфорт для очень многих. Выход представители высшего чиновничьего эшелона пока видят только в одном — в расчете стоимости тепловой энергии по методу так называемых альтернативных котельных и инвестициях в модернизацию сетей.

И вот, наконец, после нескольких лет бурного обсуждения, в котором принимали участие органы местного самоуправления, регионы, эксперты, депутаты Государственной Думы, сенаторы Совета Федерации, был принят, подписан и вступил в силу 29 июля 2017 года законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О теплоснабжении“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». Как уточняет замдиректора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго Алексей Храпков, он внес некоторые изменения в функционал органов власти:

— Переход к новой модели будет осуществляться по решению и под контролем местной и региональной власти. На первом этапе бизнес с местной властью должны подготовить необходимый пакет документов, подготовить цели и задачи реализации новой модели. Затем нужно обратиться с совместным заявлением о переходе в федеральные органы власти. Заявление подается в Минэнерго, которое его рассматривает и готовит обращение в правительство с рекомендацией о переходе на цену альтернативной котельной. Итоговое решение принимается правительством РФ. И дальше на этом основании дается переходный период на подготовку актуализированной схемы теплоснабжения, подписание соглашения и расчета цены альтернативной котельной. В это же время единая теплоснабжающая организация проводит договорную кампанию по заключению договоров с потребителями и с компаниями на договоры поставки и услуги по передаче.

На сегодняшний момент, уточнил представитель Минэнерго,

Читайте по теме

Деградирующую систему ЖКХ спасет биткоин

Прожектеры от коммуналки фонтанируют фантастическими идеями

два соглашения о переходе к новой модели в стране уже подписаны: между Сибирской генерирующей компанией и городом Рубцовск Алтайского края, а также между городом Воронеж и ПАО «Квадра».

Однако, как нередко случается в России, у уже запущенного механизма прямо на старте практического применения обнаружились серьезные, на взгляд некоторых экспертов, недоработки. Многие из них обсуждались в рамках прошедшей 13 октября с.г. в Екатеринбурге тематической конференции в присутствии сотрудников профильных министерств, а также представителей органов местного самоуправления и бизнеса.

Так, например, первый зампред комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий опасается, что в ходе реализации этого закона могут возникнуть определенные перекосы внутри системы между генерацией и сетевиками:

— Давайте называть вещи своими именами. Совершенно понятно, что доминирующее положение в этой системе будет принадлежать генерации, и нужна определенная мудрость со стороны единой теплоснабжающей организации. Нужны серьезные контрольные действия со стороны властей. Ну, и, в принципе, вся парадигма предстоящих действий должна быть достаточно открыта и понятна для того, чтобы, вытаскивая одно, не загубить другое.

Но, как подчеркивает замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам ЖКХ Владимир Гейко, рычаги у органов местного самоуправления практически не видны:

— Хотя в законе прописан муниципальный контроль, пока функционал его непонятен. И мы боимся, что это будет такой же контроль, как в жилищном фонде, когда мы полностью ограничены и не имеем рычагов воздействия. Мы считаем, что в законе должна быть схема теплоснабжения, которая разрабатывается специалистами и утверждается городом с учетом его ответственности по 131-ФЗ. Она должна быть основой для теплоснабжения города. И все решения по строительству локальных источников либо при подключении к централизованным должны приниматься только на основании схемы. Ограничений, конечно, никаких не должно вводиться, но схема должна ставиться в основу. Значит, когда разрабатывается схема и утверждается Минэнерго, когда нам говорят, что застройщик пришел строить объект с локальным источником, с крышной котельной в развитую систему центрального теплоснабжения, и мы видим целесообразность и недозагрузку источника в том числе, конечно, органам местного самоуправления должно быть дано право определять, что здесь нужно подключаться к системе. Иначе мы настроим локальных котельных, а в дальнейшем они лягут на плечи органов местного самоуправления.

При этом у министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Николая Смирнова есть опасение, что подзаконные акты, которые будут готовиться одним ведомством, могут быть не синхронизированы с позицией другого ведомства. К сожалению, констатирует он, это видно по ряду направлений. Например, требование об установке приборов учета введено, но ответственности за их неустановку никакой не предусмотрено, а повышающий коэффициент при начислении платы в отсутствие приборов учета как был введен, так был и успешно отменен. Любая реформа, подчеркивает представитель вертикали власти, в том числе в системе теплоснабжения, без изменения сознания всех участников этого вопроса невозможна. Следовательно, кроме права потребителя надо еще отдельно прописывать и обязанность потребителя на выполнение тех или иных нормативно-правовых актов:

— Извините, мы уже лет двадцать, наверное, говорим: надо ставить приборы, это окупится через год. Что более эффективно, чем установка приборов учета?! Но, к сожалению, показатели оприборивания квартир у нас в два раза ниже, чем оприборивание непосредственно многоквартирных домов, где имеется какая-то ответственность управляющих и ресурсоснабжающих компаний. Скажем так, должен быть кнут, и должен быть пряник.

Пряник, на первый взгляд, вроде бы есть, и даже не один. О них напомнил все тот же Алексей Храпков:

— С 2017 года средства фонда капремонта можно направлять в том числе на мероприятия по установке ИТП и приборов учета. То есть на мероприятия по энергоэффективности и энергосбережению. Это раз. И второе, в рамках реализации новой модели было поручение Минстроя, и он его реализовал, внеся в Госдуму проект федерального закона о, скажем так, докрутке темы энергосервисных контрактов. Это дополнительный инструмент в поддержку собственникам по реализации мер по энергосервису.

Но оказалось, что эти пряники, образно выражаясь, бутафорские. Потому что с одной стороны средства капремонта на энергоэффективный ремонт домов тратить вроде бы можно, но с другой — не получится. Потому что, пояснил Николай Смирнов, все упирается в смету капремонта:

— Мы обязаны за сумму, которая собирается с многоквартирного дома, в течение тридцати лет провести капитальный ремонт кровли, ремонт фасада, лифтового оборудования, инженерных систем и так далее, и так далее. Встает вопрос — а на что же делать остальное? Никто вот это не просчитывал, но мы это просчитали. На энергоэффективные мероприятия средств нет. Если брать предпоследнее интервью заместителя министра строительства и ЖКХ Чибиса, то в нем он озвучил, что на эти мероприятия решение должно принимать общее собрание жильцов, это дополнительные сборы. Поэтому мы должны, как минимум, понимать, что без консолидированной позиции всех сторон и без разъяснения жителям их прав и, еще раз подчеркну, обязанностей по надлежащему содержанию своего жилья, это будет одностороннее движение. А у нас должно быть оно двухстороннее.

И это, как выяснилось в процессе обсуждения принятого законопроекта, далеко не единственный способ привлечения необходимых отрасли для сносного существования средств. Еще об одном механизме, вновь ориентированном, по всей видимости, на кошельки рядовых потребителей, упомянула шеф-редактор медиахолдинга «Эксперт» Татьяна Гурова:

— В вопросе модернизации теплосетей главной является тема финансирования. Обсуждалась тема финансирования из бюджета разных форм, включая использование средств капитального ремонта. Принято решение о сокращении кредитной нагрузки на регионы, что тоже может оказать влияние, видимо, на бюджетные возможности. Но совершенно обойдена тема облигационных займов. И мне не очень понятно, почему она так энергично обходится, идея инфраструктурных облигаций сейчас достаточно широко обсуждается на федеральном уровне. И почему нельзя подумать об инфраструктурных облигациях в регионе, возможно, выкупаемых, в том числе населением регионов ради повышения энергоэффективности региона, мне непонятно. Я не являюсь финансистом, но понятно, тем не менее, что облигационный инструмент может в итоге оказаться одним из ключевых для решения этой задачи.

Читайте также

Российский стройкомплекс скорее мертв, чем жив

Независимые эксперты не ожидают от рынка жилья ничего хорошего

Конечно, неспециалисту вполне может показаться, что если в очередной раз переложить финансирование мероприятий по энергоэффективности и модернизации на плечи рядовых потребителей тепла, может произойти самая настоящая социальная катастрофа. Однако знающие люди уверены, что этого не случится. Почему — объяснил советник отдела проектной работы исполнительного комитета ОНФ Евгений Огородников:

— Если мы начинаем очень активно модернизировать систему ЖКХ, у нас происходит серьезное падение стоимости потребления. И, соответственно, если мы снизили, допустим на 50%, то тариф можем поднять в два раза, а платеж для населения останется тот же самый. Вот этот эффект часто недооценивается. Когда начинают оперировать абсолютными цифрами, кажется, что тариф 2000 или 2500 рублей за гигакалорию просто разнесет любой муниципалитет и любой электоральный цикл на следующий год просто в пух и прах. Нет, этого не произойдет, потому что происходит взаимозамещение. У нас становится дорогое, но эффективное тепло, однако потребитель этого не чувствует.

Источник

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий