Судьба «Кузнецова» и планы по «Шторму»

Судьба «Кузнецова» и планы по «Шторму»

С какими трудностями столкнулась Россия в сфере восстановления авианосного флота

Русская планета

Этой осенью должна определиться судьба единственного авианесущего крейсера ВМФ России «Адмирал Кузнецов», однако какая-либо информация о планах Минобороны и корабелов по-прежнему отсутствует. Согласно самым оптимистичным прогнозам, «Кузнецова» ожидает ремонт: работы могут стартовать в течение сентября и будут закончены к концу 2019 года. Последний раз флагман Северного флота появлялся на публике 30 июля 2017 года на параде в честь Дня ВМФ в Североморске.

Сага о ремонте

Несговорчивость военных и кораблестроителей можно объяснить несколькими причинами. Вполне возможно, что в этом году отсутствуют средства на перечисление задатка корабелам (в общей сложности на ремонт потребуются около 40 миллиардов рублей). В связи с этим командование ВМФ, наверное, ожидает утверждения Государственной программы вооружений (ГПВ) на 2018-2025 годы.

Вопреки первоначальным прогнозам, о которых писала «Русская Планета», ВМФ получит из бюджета лишь 2,6 триллиона рублей, то есть 15% от объема финансирования ГПВ. Помимо РВСН, в приоритете Минобороны окажутся Сухопутные силы и ВДВ. ГПВ, скорее всего, будет утверждена в сентябре этого года, и только после этого мы можем услышать анонс будущих ремонтных работ на «Кузнецове».

Также в среде военных аналитиков существует мнение о том, что на авианесущем крейсере нет смысла проводить даже капитальный ремонт с модернизацией. Отмечается, что с осени 2016 года в командовании ВМФ якобы не прекращаются баталии по поводу технического плана ремонта корабля и целесообразности его проведения.

Реальное состояние «Кузнецова» может быть гораздо хуже официального декларируемого. На ремонт уйдет около трех лет, а крейсер в итоге прослужит, дай Бог, лет десять. Потому 40 миллиардов рублей стоит вложить в строительство нового корабля с ресурсом в 25-30 лет, а «Кузнецов» в нынешнем виде можно оставить как учебную площадку для палубной авиации.

В пользу нецелесообразности ремонта красноречиво свидетельствуют два фактора: явно недостаточное финансирование флота, предусмотренное в грядущей ГПВ, а также планы строительства двух вертолетоносцев типа «Прибой» (к 2022 и 2025 годам) и авианосца «Шторм» с атомной установкой к 2030 году, который естественно будет лишен всех болезней «Кузнецова».

Плановые трудности

Как бы то ни было, как минимум на несколько лет ВМФ России остался без авианесущих кораблей, что объективно затрудняет выполнение задач в Средиземном море и на просторах Мирового океана. Однако такое положение дел не может устраивать руководство РФ, которое неоднократно говорило о важности наличия авианосной группировки.

Тем не менее, реализация столь амбициозных кораблестроительных проектов столкнется с множеством трудностей, на которые недавно вполне справедливо указало американское издание The National Interest. Это одно из немногих западных медиа, авторы которого после 2014 года могут выражать совершенно разные точки зрения (в том числе адекватные) по поводу России.

Редактор The National Interest Дейв Маджумдар (Dave Majumdar) обратил внимание на то, что в настоящее время у России отсутствует инфраструктура для строительства «Шторма», водоизмещение которого будет превышать 100 тысяч тонн.

В советские годы авианесущие корабли строились на верфи украинского Николаева, которой Москва лишилась с распадом СССР. Современным аналогом потерянной гигантской верфи должно стать судостроительное предприятие «Звезда» на Дальнем Востоке, где сооружается док шириной 114 метров, необходимый для закладки авианосца. Как предполагается, работы завершаться в 2020 году.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин полагает, что с появлением дока у России не будет ограничений «по тоннажу гражданских судов и военных кораблей, которые мы решим там построить». Однако аналитики The National Interest напомнили, что «Звезда» является коммерческим предприятием, «в которое крупные инвестиции вложила Южная Корея, а это может осложнить планы строительства военных кораблей на данной судоверфи».

Научный сотрудник Центра военно-морского анализа (Center for Naval Analyses) Майкл Кофман указал на отсутствие у РФ собственной техники (на верфи используются китайские краны) и технологии строительства авианосца. Москва в состоянии изготовить все необходимые элементы конструкции и ядерную установку, однако российские конструкторы и корабелы будут решать принципиально новые задачи.

Догадки Кофмана

Рассуждая о перспективах «Шторма», Кофман затрагивает принципиальную для российской армии дилемму: «В любом случае, Россия является евразийской сухопутной державой, и ей не нужен очень большой и дорогостоящий авианосец. Скорее всего, Кремль вложит средства в создание десантного вертолетоносца с большой палубой, который можно будет использовать для демонстрации силы в непосредственной близости от России».

Под десантным вертолетоносцем американский аналитик имеет в виду проект универсального десантного корабля (УДК, чаше обозначается как вертолетоносец) типа «Прибой». Строительство этих двух кораблей действительно включено в новую ГПВ, тогда как закладка «Шторма» запланирована ориентировочно на 2025 год.

На сегодняшний день Россия может испытывать проблемы, на которые указал Кофман, однако у нашей страны есть как минимум семь лет, чтобы нивелировать описанное аналитиком отставание. Таким образом, аргументы по поводу того, что у РФ не получится построить авианосец, являются не более чем догадками.

Главный вопрос скорее заключается в том, насколько может растянуться процесс строительства «Шторма» и оснащения его авиакрылом. На Западе эти работы занимают 5-8 лет. Иными словами, к 2030 году у ВМФ вряд ли появится авианосец в полностью боеспособном состоянии. Но в том, что он в итоге будет построен, сомневаться не стоит.

Источник

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий