К каким последствиям приведет сокращение военного бюджета России
Русская планета
Тема сокращения бюджетных ассигнований на оборону вновь возникла в ходе встречи президента РФ Владимира Путина с руководителем фракции «Единая Россия» Владимиром Васильевым. Главный законопроект страны, над которым будет работать Госдума в осеннюю сессию, это, конечно же, закон о бюджете.
Депутатам предстоит решить очень непростые задачи. Нашей экономике придется смириться с невысокими ценами на нефть (около 50-60 долларов за баррель), а режим санкций, похоже, превратился в норму. При этом в контексте грядущих президентских выборов закон о бюджете должен удовлетворить социальные потребности населения и финансовые запросы силовиков.
Путин «без разбега» отдал распоряжение Васильеву: «В осеннюю сессию нужно будет работать над законом о бюджете. Здесь предстоит большая работа, и мы с вами еще неоднократно пообсуждаем эти вопросы. Но я хочу напомнить, значительная экономия бюджета на следующий год предусматривается, кстати говоря, за счет сокращения статей на оборону».
Глава государства подчеркнул, что «это не связано с сокращением наших планов по переоснащению армии и флота». «Мы будем выполнять гособоронзаказ и будем делать новую программу. Но у нас по плану некоторые сокращения есть по сравнению с прошлым, поэтому здесь нужно будет очень внимательно посмотреть на вопросы, которые возникают всегда в ходе подготовки основного финансового документа страны», — отметил Путин.
«Но, повторяю еще раз, мы в рабочем режиме еще неоднократно на эту тему поговорим», — добавил глава государства. В заявлении президента, наверное, не стоит искать какой-либо потаенный смысл. Скорее всего, некий план оптимизации расходов или стратегия действий в распоряжении правящей партии уже есть. Настоятельная просьба Путина может касаться исполнения достигнутых «в рабочем режиме» договоренностей по бюджету или являться типичным формализмом, которым нередко сопровождаются подобные встречи.
Сокращение затрат на оборону — один из основных лейтмотивов бюджетной политики РФ последние два года. Споры по поводу того, сколько нужно тратить на армию между Минобороны и Минфином нередко становились предметом общественного достояния. И, вероятно, реальная борьба за бюджет между двумя ведомствами еще жестче, чем кажется.
Однако решение Путина начать снижение ассигнований на оборону не вызвано выбором в пользу финансового министерства. Как неоднократно говорили эксперты, это во многом вынужденная мера вследствие экономического кризиса. В 2016 году доля военных расходов в структуре ВВП составила 4,3-4,5%. Путин анонсировал уменьшение этой доли до 2,8-2,9%. Речь, по всей видимости, идет о средствах, которые выделяются в рамках бюджетной статьи «Национальная оборона».
По подсчетам Global Firepower, военный бюджет РФ в 2017 году составит 44,6 миллиарда долларов (против 46,6 миллиарда в 2016 году). Военно-аналитический журнал Jane's Defence Weeekly оценивал расходы на оборону в 2016 году в 48,5 миллиарда долларов. Таким образом за год ассигнования на военные нужды РФ упали на несколько миллиардов долларов. По прогнозам Jane's, по итогам 2018 года военные расходы РФ уменьшатся до 41,1 миллиарда долларов, то есть на 10,7 миллиарда, если вести подсчет с 2015 года (51,8 миллиарда долларов).
Москва пошла на сокращение военного бюджета впервые с 1990-х годов. В настоящее время идут дискуссии о том, сможет ли анонсированная президентом планка в 3% обеспечить удовлетворение потребностей армии и флота. Многое станет понятным с утверждением Госпрограммы вооружений (ГПВ) на 2018-2025 годы, которое ожидается в сентябре-октябре 2017 года.
ГПВ — это документ, который определяет закупочную политику государства в военной сфере. По неподтвержденной информации в деловых СМИ, запросы Минобороны неоднократно «урезались». Основная цифра, которая сейчас называется, — 17 триллионов рублей или 280 миллиардов долларов по текущему курсу. Если «раскидать» эту сумму на 8 лет, то в год на модернизацию Вооруженных сил РФ будет ежегодно уходить 35 миллиардов долларов. Это вполне адекватные ассигнования при сопоставлении с размером военного бюджета.
Отметим, что за последние годы России удалось совершить огромный рывок в перевооружении армии. В минувший год доля современной и модернизированной техники в войсках составила 58,3%. По состоянию на середину 2017 года, как ранее заявил Путин, этот показатель вырос на 66%, хотя Минобороны называет куда более скромную цифру — 58,8%. Но какова ни была бы истина, с 2013 по 2016 годы доля современной техники в армии и на флоте выросла на 28%.
http://rusplt.ru/policy/minoboronyi-razoshlos-otsenkami-30312.html
На основе этих данных (вкупе с сирийской операций, конфронтацией с Западом и Украиной) напрашивается вывод о том, что России удалось «встряхнуть» Вооруженные силы и привести значительную их часть в боеспособное состояние. В то же время, как писала ранее РП, нашей стране не хватает ресурсов для масштабного перевода войск на новую технологическую основу. Именно такие задачи Путин ставит перед Минобороны на среднесрочную перспективу.
Лукавство руководства РФ заключается в том, что секвестр военного бюджета и уменьшение ГПВ до 2025 года не могут не повлиять на планы модернизации армии. Создание и производство высокоточных средств поражения и появление в войсках техники нового поколения (а это основной тренд в перевооружении) требуют огромных финансовых затрат. Назвать точную или примерную цифру сложно, потому что почти все разработки носят секретный характер. Но очевидно, что нашпигованный электроникой Т-14 «Армата» будет стоить дороже модернизированного Т-72 или современной версии Т-90.
«Денег на все не хватает», — к такому выводу приходят военные эксперты на страницах российских и зарубежных СМИ. Как Москва будет в таких условиях реализовывать возросшие геополитические амбиции — вопрос, который до утверждения ГПВ и публикации содержания этого документа, останется без ответа.
Оптимизм внушают данные Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI). По оценкам, пожалуй, самого авторитетного института военного анализа в мире, военные расходы России в 2016 году выросли на 5,9% и достигли 69,2 миллиарда долларов. По этому показателю РФ является третьей страной в мире, уступая США и Китаю. SIPRI всегда приводит более высокие цифры, чем официальные ведомства и остальные исследовательские центры, потому что учитывает совокупные затраты государства на нужды обороны и безопасности.
Кроме того, к 2018 году может быть радикально решена проблема с финансовыми обязательствами предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). К сожалению, даже такие гиганты, как «Уралвагонзавод», не первый год тонут в долгах. В распоряжении Минобороны поступили дополнительные 800 миллиардов рублей на выплату кредитов предприятий, выполнявших гособоронзаказ. Правда, о конкретных результатах распределения этих средств пока ничего неизвестно.