На пути к пятому поколению

На пути к пятому поколению

Сохранит ли Россия статус второй по мощи авиационной державы

Русская планета

12 августа Россия отмечает День военной авиации, которая сейчас входит в состав Воздушно-космических сил (ВКС). Согласно указу президента от 29 августа 1997 года, сегодня празднуется День Военно-воздушных сил. Отправной точкой создания российской авиации считается появление в структуре Генерального штаба специальной воздухоплавательной части.

Это произошло 12 августа 1912 года, хотя приобретать самолеты царская Россия начала в 1910 году. К августу 1914 года в распоряжении империи находилось 263 самолета. Первая мировая война продемонстрировала огромные боевые возможности воздушных судов. Самолеты стали использовать не только для проведения разведки и корректировки артиллерийского огня, но и в ударных целях. Отсутствие средств ПВО делало авиацию практически неуязвимой.

Советская власть, несмотря на первые годы экономической разрухи, быстро освоила производство самолетов и избавила промышленность от внешней зависимости. Количество самолетов увеличивалось гигантскими темпами. В середине 1930-х годов СССР обрел полноценную разведывательную, истребительную и бомбардировочную авиацию.

В декабре 1920 года ВВС включали 83 авиаотряда, в том числе 18 морских. В 1924 году основным организационным звеном стала эскадрилья, а с 1927 года начался переход на бригадную систему. В 1933 году появились авиационные корпуса тяжелобомбардировочной авиации, которые в 1936-1938 годах были преобразованы в оперативные объединения.

Перед Великой Отечественной войной советские ВВС состояли из 79 дивизий и пяти бригад. Общее количество самолетов превышало 10 тысяч единиц, но около половины были потеряны в первые недели гитлеровского блицкрига. В годы войны советской промышленности удалось наладить массовый выпуск самолетов, а конструкторы получили невиданный простор для развития авиационной мысли.

Сражение с нацистами и последовавшая вслед за Победой холодная война требовали создания максимально эффективных средств поражения и обороны. Это стало естественным стимулом совершенствования отечественных ВВС. Наибольших успехов советские конструкторы достигли в создании сверхзвуковых истребителей и стратегических ракетоносцев.

Стратегия развития Вооруженных сил СССР подразумевала подготовку к потенциальному конфликту с Западом. В задачи авиации входили переброска войск, нанесение ударов по объектам противника, защита воздушных рубежей. В 1991 году в состав советских Военно-воздушных сил входили 20 объединений, 38 дивизий и 211 авиационных полков.

В 1990-е годы роль, значение и мощь ВВС объективно уменьшились. Москва перестала готовится к глобальному противостоянию, и количество самолетов и соединений было сокращено в несколько раз. Под нож попала даже стратегическая авиация, отвечающая за ядерное сдерживание США. Множество перспективных проектов было заморожено, а ряд уникальных технологий продан за рубеж.

Тем не менее авиационная отрасль РФ смогла сохранить потенциал до лучших времен. На протяжении 10 лет боевая авиация пополняется новыми машинами поколения 4++. Российские ВВС (с 2015 года — ВКС) получили усовершенствованные варианты МиГ-29 и Су-27. Доля современной техники в Воздушно-космических силах по итогам 2017 года должна составить 68%. Это самый высокий показатель в Вооруженных силах.

Однако на сегодняшний России не удалось совершить научно-техническую революцию (происходит каждые 15-25 лет) и создать принципиально новый самолет, который подобно МиГ-29 стал бы родоначальником десятков других машин. Речь идет о самолете пятого поколения, а если быть точным — о проекте ПАК ФА Т-50, который получил индекс Су-57. При этом у США на вооружении уже стоят два многофункциональных истребителя пятого поколения F-22 и F-35.

В целом причина отставания российской авиационной отрасли состоит не только в отсутствии достаточных финансовых ресурсов. Влияние на прорывные проекты оказывают санкции и разрыв связей с Украиной, которая поставляла авиационные двигатели и снабжала РФ военно-транспортными самолетами.

Проблемы в двигателестроении создали парадоксальную ситуацию. У России есть самолет пятого поколения с самой современной авионикой и навигационной системой, а двигателя с соответствующей тягой — нет. Т-50 впервые поднялся в небо в 2010 году и до сих пор не пошел в серийное производство. Согласно последней информации, опытно-конструкторские работы по основному двигателю («изделие 30») завершатся только к 2020 году.

С большой вероятностью в ближайшие два десятилетия основу истребительной авиации России будут составлять тяжелые Су-30СМ, Су-34, Су-35 и легкие МиГ-35. Т-50 появится в войсках не раньше 2020 года и, скорее всего, долгое время будет по сути опытным образцом, как и F-35. Из-за отложенного проекта ПАК ДА коренных изменений не произойдет и в стратегической авиации, мощь которой будут поддерживать модернизированные Ту-160, Ту-22 и Ту-95.

Россия стоит на пороге смены поколений авиационной техники, но условный «дедлайн» постоянно сдвигается из-за нехватки технологий и финансов. Не приведет ли это к отставанию нашей страны от других государств?

По всей видимости, Россия сохранит статус второй в мире авиационной державы. Текущий характер вызовов, угроз и развития авиационных технологий не требует от нашей страны сверхусилий в сфере обновления боевой авиации. Самолеты пятого поколения, в которые США вложили более 130 миллиардов долларов, не оказали существенного влияния на боевые возможности американских ВВС. На данный момент F-22 и F-35 — это пока дорогая игрушка, хотя в перспективе эти истребители действительно могут стать грозным оружием.

Трудности в развитии авиационной отрасли испытывают стремящийся к мировому господству Китай, а амбициозная Индия отстает от России еще больше. Оставляет желать лучшего и боевая компонента европейских ВВС. РФ с модернизированными самолетами четвертого поколения оставит позади все страны за исключением США, которые являются единственной державой, осуществившей научно-техническую революция в авиации.

Круг нынешних задач ВКС сводится к защите и патрулированию воздушных границ, сопровождению и перехвату иностранных ВВС, демонстрации военной мощи (полеты дальней авиации к берегам Великобритании и США), проведению операции в Сирии, отработке на учениях воздушного боя и нанесения ударов по бронетехнике и живой силе противника.

С уверенностью можно сказать, что ВКС способны справиться с вышеперечисленными задачами. Опыт боевых действий в Сирии показывает эффективность использования, казалось бы, отживающих свой срок машин — фронтового бомбардировщика 1970-х годов Су-24, которого в войсках называют «ведром», и штурмовика Су-25 по прозвищу «Грач».

Темпы перевооружения российских ВКС в ближайшие годы должны замедлиться, так как в Госпрограмме вооружений на 2018-2025 год приоритет будет отдан ВМФ. Только за минувшие два года российские предприятия выпустили более 300 боевых самолетов, и большая часть была передана в войска. В этом году ВКС должны получить 170 машин.

***

По данным портала Global Firepower, РФ обладает почти 3,8 тысячи самолетов разного типа. Российские источники более скромны в подсчетах. Агентство ТАСС приводит следующие цифры:

  • свыше 800 истребителей (Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, МиГ-29, МиГ-31 и их модификации),
  • около 150 ударных самолетов (Су-24М и их модификации, Су-34),
  • порядка 200 штурмовиков (Су-25),
  • 150 учебно-тренировочных самолетов (Як-130 и др.),
  • около 70 стратегических бомбардировщиков (Ту-95 и Ту-160),
  • более 40 дальних бомбардировщиков Ту-22М3.
  • около 400 военно-транспортных самолетов и самолетов-заправщиков,
  • более 20 «летающих радаров» — авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и А-50У.

Источник

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий