План Б для Донбасса

План Б для Донбасса

РИА Новости / Михаил Палинчак

О чем Порошенко попросит Трампа

Русская планета

Президент Украины Петр Порошенко готовится встретиться с президентом США Дональдом Трампом. Украинские СМИ преподносят эту новость в восторженном ключе, подчеркивая, что Порошенко сумеет встретиться с Трампом раньше Путина. Параллельно с этим в Раде кипит работа по новому плану реинтеграции Донбасса. Учитывая тональность заявлений украинских политиков, решить дело миром вряд ли удастся.

Встреча действительно состоится сегодня в 18.00 по Московскому времени. Правда, на аудиенцию Порошенко рассчитывать не придется: формат встречи – трехсторонний, украинского президента пригласят присоединиться к встрече Трампа и вице-президента Майка Пенса. Белый дом подробных комментариев не дал, а МИД Украины отметил, что Порошенко намерен поднять крымский вопрос, а также предложит США принять участие в новом формате по урегулированию конфликта в Донбассе.

План, с которым Порошенко пойдет на поклон американскому президенту, на протяжении последнего времени широко обсуждался в недрах Верховной Рады. Сам проект еще окончательно не готов, однако по нему уже было сделано немало заявлений.

Секретарь Совета национальной безопасности Украины Александр Турчинов ранее заявлял, что АТО в нынешнем формате необходимо завершить – и перейти к следующей стадии защиты страны «от гибридной войны с РФ». Под этим подразумевается ввод военного положения в ряде областей, граничащих с непризнанными республиками Донбасса.

Глава МВД Украины Арсен Аваков подтвердил, что формат АТО себя исчерпал. «Сейчас, когда речь идет о полномасштабной военной операции, которая идет, то очевидно нужно пересмотреть статус, но не пересмотреть суть», – заявлял он.

Порошенко, к слову, в данном вопросе выступил против так называемой «партии войны» на Украине: к отмене режима АТО и вводу военного положения он не готов. Своим оппонентам Порошенко отвечал, что прежде необходимо подготовить тот самый план мирной реинтеграции Донбасса, а также законодательно прописать полномочия украинских военных в зоне конфликта.

Мирный план, впрочем, назвать мирным можно с очень большой натяжкой. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман ранее озвучил, что в качестве примера Украине неплохо бы воспользоваться опытом Хорватии. А там – полный набор «мирных» средств: этнические чистки, принуждение к переселению…

«Вы все знаете о тех событиях, которые развивались на Балканах. Мы создали совместную группу, туда входят представители правительства Хорватии и представители правительства Украины, мы будем нарабатывать совместно и перенимать тот опыт, который был достаточно эффективен в их стране», — сообщил Гройсман.

«Хорватия имеет огромный опыт постконфликтного урегулирования, и нас интересуют, в том числе, методы и технологии проведения переговоров, вопрос военнопленных и пропавших без вести. Кроме того, интересует как хорваты решали проблемы интеграции возвращенных территорий, как проводили выборы, как возвращали переселенцев, как государство их поддерживало. Важен также опыт Хорватии в международных судах, поскольку Украина должна подготовиться к подобным делам против России», — подтвердил имеющиеся планы Георгий Тука, замминистра по вопросам «временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины».

Напомним нашим читателям, как именно Хорватия решала сербский вопрос. После гражданской войны, начавшейся вскоре после распада Югославии, сербы, исторически проживавшие на территории новообразованного государства Хорватия, пережили запрет православной церкви, изгнание родной истории и языка из школьной программы, в результате с родных земель были вынуждены уехать сотни тысяч человек. С 1991 по 1995 год 300 000 сербов покинули территорию Хорватии, из которых к 2005 году вернулось 117 000 человек.

Несмотря на то, что война закончена, а беженцев стараются вернуть в Хорватию, межнациональные отношения сербов и хорватов по-прежнему остаются напряженными. Сербы подвергаются дискриминации по национальному признаку, огромное количество людей до сих пор не может вернуться домой.

Главный же инструмент, с помощью которого был положен конец войне – операции «Молния» и «Буря», проведенные в 1995 году. В результате операции была ликвидирована республика Сербская Краина, «интегрировавшись» в состав Хорватии.

Украинцев, похоже, в хорватском опыте волнует именно этот пункт, а не последующая работа с беженцами и возвращенцами. Об этом говорил Юрий Луценко в бытность советником Петра Порошенко в 2014 году. «Взять Донецк и Луганск ура-патриотическим штурмом наверняка можно. Но уличные бои заберут десятки тысяч жизней лучших из нас. А еще это приведет к полному коллапсу и так едва живой экономики», – писал он в своем Facebook. Куда разумнее, по его мнению, выбрать иной путь. «Хорваты вынуждены были согласиться на существование Сербской Краины. Три года они не просто терпели, а развивали экономику и армию. А затем за часы танковой атакой смели сепаратистов с земли».

Отношение Запада к событиям в Югославии медленно, но верно меняется. Уже выпущена книга бывшего прокурора Международного трибунала ООН по бывшей Югославии Карлы Дель Понте, так что на повторение хорватского сценария, ставшего синонимом этнических чисток, Трамп вряд ли согласится.

Источник

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий