Зачем Госдума перенесла дату выборов президента и отменила открепительные удостоверения
Русская планета
Российские депутаты одобрили внесение поправок в два закона: «О выборах президента РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Документы предполагают отмену открепительных удостоверений, свободное передвижение наблюдателей, разукрупнение участковых избирательных комиссий (УИК) и утверждение даты выборов — 18 марта, день подписания договора о присоединении Крыма к РФ.
Изменения в закон о гарантиях поддержали 305 депутатов при 30 — против. Поправки в закон о выборах главы государства пришлись по душе 324 парламентариям, 30 депутатов проголосовали против. Оба документа представляют собой так называемый пакетный законопроект. Авторами выступили единороссы: председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас и член комитета Совфеда по федеративному устройству Анатолий Широков.
Законопроект партии власти направлен на либерализацию избирательного законодательства. Однако либеральные медиа и эксперты не оценили демократизаторские потуги ЕР. Поправки списали на желание Кремля увеличить явку и уменьшить контроль над выборами со стороны общества. Как ни парадоксально, но либералы уверены, что власти стремятся урезать политические права: смягченное законодательство якобы создаст почву для многочисленных нарушений (прежде всего, вбросы бюллетеней).
В свою очередь прогосударственные журналисты и политологи заявили о том, что власти пытаются гармонизировать избирательную систему, сделать ее более прозрачной, гибкой, адаптировать к нуждам гражданин, которые часто не проживают по месту регистрации и потому не имеют возможности голосовать. В чем смысл нашумевшего законопроекта, который наверняка вступит в силу без изменений, разбиралась «Русская планета».
Без открепительных
Главное новшество единороссов заключается в отмене открепительных удостоверений. Не секрет, что значительная часть россиян не проживает по прописке или регистрации по месту пребывания. Конституция РФ гарантирует гражданину свободу передвижения по стране и выбора места жительства. Однако миграционное законодательство обязывает россиянина в течение трех месяцев вставать на учет по месту фактического проживания, то есть оформлять регистрацию.
Данное правило многие игнорируют и никакой ответственности за его нарушение не предусмотрено. Гражданина и государство формально «примирило» постановление Конституционного суда от 1998 года. В документе четко сказано: «регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не может приводить к нарушению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства».
Точной статистики по нарушителям регистрационного учета не существует. Социологи полагают, что речь идет примерно о каждом пятом гражданине в трудоспособном возрасте. Естественно, что эти люди (пусть и в большей степени по своей вине) лишены возможности голосовать. Взять открепительное удостоверение, которое позволяет голосовать на любом участке, они могут только в избирательной комиссии по месту постоянной или временной регистрации.
Однако наши граждане сыты по горло бюрократией и без того крайне скептично относятся к выборам. Возвращаться на малую родину за открепительным бланком мало, кто хочет. По оценке ЦИК, по открепительным голосуют 1-2% населения при, предположительно, 20% нуждающихся.
Например, к выборам президента в 2012 году ЦИК напечатал 2,6 миллиона открепительных, на руки было выдано 2,166 миллиона бюллетеней, а вот в урнах оказались 1,6 миллиона. Таким образом, около 500 тысяч избирателей решили не пользоваться правом проголосовать, проявив сначала «гражданскую сознательность». Это говорит об очень слабой дисциплине избирателей в РФ и подтягивать ее директивными методами явно не получится.
Однако при всех недостатках система голосования, где у работников избиркома есть список граждан, привязанных к конкретному участку, значительно облегчает техническую работу ЦИК. Нынешний порядок исключает хаос, который может возникнуть, если на участок придет слишком большое количество людей. Толпы «непрописанных» могут создать непредсказуемую нагрузку на участок, который сейчас рассчитан на 3 тысячи человек.
Участкам в крупных городах придется запастись несметным количеством бюллетеней, а увеличенное число бланков для голосования создает риск подтасовок. Поэтому новелла ЕР может создать серьезные проблемы при реализации на практике. Но цель по увеличению явки будет с большой вероятностью достигнута, спорить можно лишь о доле избирателей, которые пренебрегали раньше правом голоса.
В день Крыма
Такой же неоднозначной мерой является отмена «крепостного права» для наблюдателей. Речь идет о том, чтобы позволить наблюдателям от партий свободно посещать любой участок. Нынешнее законодательство обязывает общественно-политические организации подавать списки наблюдателей за три дня до даты голосования. Каждый наблюдатель закреплен за конкретным участком.
При этом ЕР решила не предоставлять вольницу журналистам, которым предстоит получать аккредитацию. Ограничение для представителей СМИ в либеральной среде связали с желанием властей пускать на участки активистов, блогеров и правозащитников под видом журналистов. Армия наблюдателей остается одним воином в бесконечном поле избирательных участков.
Общественный контроль за выборами заметно усложнить разукрупнение УИКов. Законопроект Клишаса предполагает, что максимальная численность избирателей на участке упадет до 1,5 тысячи с нынешних 3 тысяч. Увеличенное количество участков потребует соответствующего роста числа наблюдателей и журналистов.
Достаточно символичной мерой стал перенос даты выборов президента с 11 на 18 марта. Этот шаг формально обоснован празднованием 8 марта на неделе, где должно состояться столь важное для страны событие. Не без улыбки стоит признать, что присоединение Крыма уж слишком плотно ассоциируется с фигурой президента. Тем не менее, противники и сторонники президента сходятся во мнении, что перенос голосования увеличит явку.
Во избежание ошибок
Техническая сторона законопроекта Клишаса практически в точности повторяет намерения, которые ранее анонсировал Центральной избирательной комиссии. Так, председатель ЦИК Элла Памфилова предлагала во избежание «технических ошибок» уменьшить «вместимость» участка до 500 или 1000 человек. Это явно избыточная мера и, вероятно, поэтому «Единая Россия» прописала в поправках цифру в 1,5 тысячи человек.
Самая неоднозначная мера — это отмена открепительных удостоверений. При «волшебнике» Евгении Чурове ЦИК насторожено высказывался об этой инициативе, называя ее «самой спорной и противоречивой». Примечательно, что российская оппозиция всегда подозревала, что львиная доля махинаций происходит именно с открепительными. Но решение их отменить либеральное крыло общество восприняло в штыки, вновь заговорив о риске нарушений.
Поправки ЕР, которые были одобрены Госдумой, вряд ли кардинально улучшат ситуацию с прозрачностью выборов. С другой стороны, эксперты в один голос говорят, что у правящей верхушки нет желания идти на какие-либо ухищрения. Из утечек в деловых СМИ следует, что мотивация Администрации Президента состоит в создании условий для честной и конкурентной (насколько это возможно) борьбы на фоне высокой явки избирателей.